ЕЖЕГОДНОЕ президентское послание Федеральному собранию РФ - всегда событие года для политической и общественной жизни страны. В нем не только отчет о проделанной работе, но и приоритеты на ближайшую перспективу для всего государства, которым намерен следовать его глава. Нынешнее послание Владимира Путина будет еще комментироваться с разных сторон по-разному. Сегодня же хотелось бы остановиться на главном, на мой взгляд, моменте в выступлении президента - укреплении федерализма и воссоздании эффективного управления страной.
Почему? Потому что с определения именно этих задач Владимир Путин начинал свое президентство и именно сама постановка таких проблем, их решаемость и последствия шагов в этом направлении воспринимались тогда политиками и обществом по-разному.
Главным достижением для России за время, прошедшее с момента предыдущего послания Федеральному собранию, президент страны считает то, что удалось остановить дезинтеграцию, расползание государства. Среди способствовавших этому факторов президент отметил реализацию основных положений инициированной им административной реформы и укрепление властной вертикали в стране. Это и реформирование Совета Федерации, и работа Госсовета, создание федеральных округов и деятельность в них президентских полпредов, благодаря которой за столь короткий срок удалось преодолеть в целом разношерстностъ регионального законодательства, и приведение его в соответствие с федеральным. Линия на определение конкретных полномочий Центра и субъектов Федерации в рамках разделения компетенций прежде всего федеральными законами будет продолжена, заверил президент. В конце концов консолидированная эффективная власть, отсутствие которой несет огромные экономические и социальные потери, важна не сама по себе - она необходима государству для решения насущных проблем своих граждан.
Сложившаяся у нас к приходу президента Путина и ставшая притчей во языцех "система сдержек и противовесов", необходимость наличия которой мотивировали сохранением стабильности в реформируемой России, на деле преследовала одну цель: сохранение власти. Ради власти. А не ее укрепление для эффективного управления страной. Результат известен. Лишенное управляемости государство превратилось в лоскутное одеяло, в каждом из лоскутов-регионов которого жизнь текла не по единым законам, а по воле местных властных элит. Сама верховная власть сформировалась в особую касту. Интересы государства и его граждан соблюдались властью лишь в степени, способствующей сохранению ее собственных интересов. Сложились околовластные кланы, при каждом из которых были свои олигархи-кошельки. Власть и капитал срослись и жили параллельной обществу жизнью, а неуправляемая страна катилась к пропасти.
Обществу настоятельно требовался способный вернуть стране управляемость лидер. Рассматривающий власть лишь как инструмент для эффективного управления государством и подчиняющий ее действия обеспечению интересов всего общества и каждого отдельного его гражданина. Вот почему намерение новоиспеченного президента реформировать властную вертикаль и восстановить единообразие закона на всей территории Федерации было воспринято обществом как шаг на пути к возвращению стране управляемости и ликвидации произвола местных властей.
Сложившийся договорный порядок о разграничении полномочий Центра и регионов, политика раздачи суверенитета по принципу "бери сколько проглотишь" все эти годы постоянно держали на грани конфликта Центр и регионы. Последние закрепляли у себя приоритет местных законов над общефедеральными, их руководители узурпировали полномочия по назначению судей, контролю за федеральными силовыми структурами на своих территориях, присваивали право введения на них ЧП или право на проведение собственной внешней политики, и т. д. и т.п. Все это, конечно, не могло не размывать и не ослаблять государственную власть в целом. Вот почему необходимость наведения порядка в системе государственного устройства и управления стала для главы государства задачей самого выживания этого государства.
Сегодня, по прошествии почти года с момента начала "латинских" реформ, очевидна безосновательность тогдашних подозрений многих политиков в том, что заново выстраиваемая властная вертикаль грозит возвратом к пагубной для страны административно-командной системе.
Время показало, кто был прав. Народное хозяйство не скатилось к внеэкономическим методам управления, рыночные механизмы работают, демократические права и свободы не упразднены. Зато этот год стал для нас одним из наиболее стабильных за минувшее десятилетие, существенно снизилась общая нервозность и социальная напряженность, а к рядовым людям, свыкшимся было с положением заложников в плену произвольных интересов "удельных князей", стало возвращаться осознание себя гражданами единой нации, находящихся под сенью одинакового для всех закона. В нас вновь пробуждается то, без чего никакого движения вперед быть не может, - уважение к собственному государству. Подтверждением чего, кстати, является и не снижающееся доверие общества к президенту, высшему выборному должностному лицу нашего государства.
Критики административной реформы говорили об ущемлении прав глав регионов, а не о положении "забытого" человека, обычного жителя любого региона. Выгодно ли ему укрепление государственной вертикали власти, действующей в рамках единого закона? Двух ответов быть не может. Новый расклад сил позволяет обывателю, обычному гражданину чувствовать себя защищенным от произвола местных властей, независимым от специфического местного или национального колорита. Защищенные законом люди сами создадут и укрепят гражданские институты по всей России, а власть, получив долгожданный контроль со стороны гражданского общества, станет наконец в России властью. И перестанет быть безвластием или всевластием. И тогда, как заверил в послании президент, в России больше не будет ни революций, ни контрреволюций.
"Прочная и экономически обоснованная государственная стабильность, - уверен президент, - благо для России и ее людей". Пора осознать, что предстоит длительная и трудная работа, поскольку главные проблемы страны "слишком глубоки и требуют не политики наскока, а квалифицированного каждодневного труда".