В ПОСЛЕДНЕЕ время все чаще власть говорит о собственных успехах и с большой неохотой - о вещах менее приятных. Кстати, как выяснилось, в число неприятностей теперь можно не без оснований включить и проводимую масштабную инвентаризацию государственного имущества и финансовых активов. Этот вопрос вчера намеревался обсудить кабинет министров на очередном заседании. Причем в повестке дня этот вопрос был закрытым. Очевидно, что постоянно увеличивающиеся обязательства государственной казны и уменьшение активов вынуждают правительство заниматься инвентаризацией финансов. Еще год назад президент Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости подобного мероприятия. Тогда эти функции и были возложены на Министерство финансов. Но, судя по всему, ведомству удалось разобраться лишь с частью поставленной президентом задачи. Созданная инвентаризационная комиссия под руководством заместителя министра и главы казначейства Татьяны Нестеренко планировала завершить работу к 1 апреля. Но в ходе инвентаризации выяснилось, что проблем гораздо больше, чем ожидали. В результате, как отметил статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, этот вопрос посчитали непроработанным и отложили его рассмотрение на конец мая - начало июня текущего года.
Однако, вняв критике президента, кабинет министров все же решил "разобраться" с налоговой реформой. Михаил Касьянов не исключил, что уже к концу этого года ее удастся завершить. Увеличившийся общий сбор налогов с 9-10% ВВП три года назад до 15% сегодня позволяет снизить общее налоговое бремя, - уверен премьер-министр. Уже накануне Госдумой в первом чтении был рассмотрен проект главы второй части Налогового кодекса "Налог на прибыль". Долгое время вокруг этой проблемы велись острые споры. В результате появились два варианта закона: депутатский и правительственный. Цели предлагаемой реформы были практически одинаковы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, упрощение и либерализация налогового режима. Но пути достижения предлагались разные. В результате законодателям все же удалось отстоять большую часть своих предложений. Судьба налога на прибыль была решена: Госдума на пленарном заседании в минувшую среду приняла в первом чтении проект закона, дополняющего часть вторую Налогового кодекса главой 25 "Налог на прибыль организаций". Налоговая ставка устанавливается в размере 35%. При этом доходы от поступлений налога будут распределяться между бюджетами в закрепленной пропорции: 10% - в федеральный бюджет, 20% - в бюджеты субъектов РФ, 5% - в местные бюджеты.
Вчера кабинет министров в целом одобрил законопроект о налоге на прибыль организаций и поручил Минфину в течение двух недель выработать поправки для внесения в Госдуму перед рассмотрением во втором чтении. Однако, несмотря на сближение позиций депутатов и правительства, Михаил Касьянов все же отметил, что "степень достигнутого компромисса очень велика и у кабинета министров остается мало возможностей для маневрирования".
Напомним, что первоначальный правительственный вариант предполагал снижение налоговой нагрузки в размере 0,65% ВВП, в то время как альтернативный - 2% ВВП. "Новый вариант законопроекта, одобренный кабинетом министров, предусматривает снижение налоговой нагрузки на 1,1% ВВП, что составит около 100 млрд. рублей", - заметил Сергей Шаталов. Причем именно на эту сумму уже в будущем году налогоплательщики будут платить меньше: это прямые потери всех уровней, которые не будут компенсироваться, - прокомментировал Шаталов.
Решение вопроса, который был главным камнем преткновения, - об инвестиционной льготе - судя по всему, было не в пользу Минфина. Напомним, что чиновники именно этого ведомства ранее выступали категорически против ее сохранения, мотивировав это тем, что ускоренная амортизация и льготы по капитальным вложениям фактически позволят налогоплательщикам вычитать одни и те же затраты дважды. В результате долгого противостояния было решено все-таки сохранить инвестиционную льготу. Правда, только на пять лет и в несколько урезанной форме. Например, капвложения в жилье и объекты непроизводственной сферы впредь не будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Кроме того, в Минфине настаивают на открытом перечне облагаемых доходов и расходов. Как отметил Сергей Шаталов, правительство поддержит эту позицию.