ЕСЛИ БЫ путинские спичрайтеры или сам глава государства решили все-таки озаглавить послание президента Федеральному собранию и специально приглашенным, в число которых не попали олигархи, которое было вчера оглашено в Кремле, лучшего названия, чем слегка дополненная цитата из текста: "Борьба со скрытой коммерциализацией всего", подобрать было бы сложно.
Почти все разделы послания в равной степени, пожалуй, за исключением лишь международной его части, посвященные подведению итогов, определению задач и обозначению угроз на пути их реализации, содержали либо намек, либо откровенное признание в том, что неплохо было бы выстроить такую систему, чтобы "скрытая коммерциализация" или совсем исчезла из жизни, или сократила свои масштабы. В этом смысле досталось и правоохранительным органам, и юстиции, и образовательной системе, и медицине, и науке, и органам местных властей. Но больше всех - правительству и естественным монополиям. По их поводу президент высказался самым прозрачным образом: сложилась и работает "система взятых и отступных". Премьер-министр Михаил Касьянов при этом выглядел крайне напряженным. Вообще, поскольку основная часть послания была посвящена экономике, а за год "условий для устойчивого роста создать не удалось", правительству пришлось понервничать больше всех. Если в прошлогоднем послании содержался лишь легкий намек на недостаточную активность кабинета министров, то в этом вполне конкретные претензии к Белому дому. И сырьевая направленность экономики, которую никак не удается переориентировать на вещи, менее зависящие от мировой конъюнктуры, и отсутствие структурных реформ, в том числе и естественных монополий, и слишком большое число чиновников, мешающих развитию бизнеса, и отсутствие хороших экономических законов, провоцирующее отток капитала за рубеж, и бесконечное написание неисполняемых программ и концепций, все это в той или иной степени было поставлено в вину правительству, которому, по словам президента, в скором времени грозит реформирование.
Временами несколько мрачноватый тон послания президент объяснил тем, что, конечно, можно было говорить об успехах, но поскольку они хоть и наличествуют, но явно недостаточны, раз уровень жизни людей существенно не меняется в лучшую сторону, всем будет полезнее послушать про угрозы. Видимо, дабы не расслаблялись.
Впрочем, если принять послание президента как руководство к действию, расслабиться присутствовавшим на его оглашении и не придется. Пожалуй, практически все разделы обращения Путина к Федеральному собранию были прописаны достаточно детально и без отрыва от прошлогодней действительности. Федеральная реформа, по Путину, должна найти свое продолжение в разграничении полномочий между Центром и регионами, развитии межбюджетных отношений, вплоть до законодательного обоснования выдачи трансфертов и введения особых процедур управления дотационными регионами. Налоговая реформа - в виде пакета законопроектов, который должно в ближайшее время представить в Думу правительство. Затеянная судебная реформа - помимо опять-таки пакета законопроектов - в виде систематизации законодательства в целях борьбы с "теневой юстицией". В этом смысле президент призвал отменить все подзаконные акты, позволяющие вольно трактовать законы.
Было в послании и совсем свеженькое, о котором, хоть и говорили в прошлом (если мерить время президентскими посланиями) году, окончательного решения о том, оставлять это на уровне идеи или воплощать в жизнь, до вчерашнего дня не было понятно. К примеру, теперь, судя по посланию, федеральный бюджет будет формироваться совсем по иным принципам, заимствованным из дореволюционного периода России. Грубо говоря, он будет разделен на регулярный, по которому и будет жить страна, и состоящий из допдоходов, которые будут тратить на стратегические цели. Или же будет принципиально изменено валютное регулирование в сторону его либерализации. Несколько фатально выглядят планируемые обновления в системе медицинского страхования, системы образования и науки, а также решение земельного вопроса. Суть их сводится к тому, что раз уж государство не в состоянии обеспечить взятые на себя обязательства и в этих сферах есть "скрытая коммерциализация" (в случае с землей - открытая ее продажа), то почему честно в этом себе не признаться и не перевести это на законные рельсы? Получился этакий вынужденный, там, где это не делается сознательно, либерализм.
Впрочем, послание было выстроено таким образом, что практически каждое новшество, к которому призывал президент, объяснялось с той точки зрения, а собственно, зачем это нужно простому россиянину. И в этом состоит основной выигрыш нынешнего текста по сравнению со всеми предыдущими. Даже такая далекая для обывателя материя, как внешняя политика, в послании Путина была завязана на интересы соотечественников, проживающих или находящихся за рубежом. Но, пожалуй, самым любопытным в послании была его заключительная часть, посвященная Путиным себе, любимому. Наверное, впервые президент четко и ясно обрисовал собственную логику принятия решений, а также стиль руководства, которого он собирается придерживаться и впредь. (Кстати, противопоставив себя предшественнику.) Путин попросил не ждать от него революций и контрреволюций, равно как и не путать политическую стабильность с застоем. "Мы не должны бояться перемен", - сказал президент, добавив, что перемены эти должны быть обоснованы, "определены обстоятельствами". "Надо учиться жить в соответствии с нормальной человеческой логикой", превращая политику в ежедневный труд, сказал Путин. Ельцина, к которому в первую очередь относились эти слова, в Кремле, правда, не было.
Приглашение к совместной работе, которым и завершилось президентское послание, похоже, присутствовавших на оглашении послания не испугало. По крайней мере того уныния, которое царило в том же зале год назад (после начала федеральной реформы), не было. За год региональные лидеры вполне свыклись со своим новым положением, да и депутаты, пережившие мартовские волнения из-за возможного роспуска Думы, уже успокоились. Правительство же было вполне готово к президентским ударам - настолько, что вице-премьер Алексей Кудрин высказался в том ключе, что особенных открытий в послании он для себя не нашел. Многие же, чтобы в отличие от представителей правительства эти открытия сделать, памятуя о вновь заведенной традиции не разбивать послание на две части - устную и письменную, - старательно конспектировали за президентом.
Кому-то, правда, испортило настроение исполнение нового российского гимна на музыку старого советского. Кому-то - события вокруг НТВ. Были и те, кому послание совсем не понравилось. Но когда слова и дела власти нравились лидерам "ЯБЛОКА" и КПРФ? Некоторые в кулуарах говорили, что президент попросту подвел итоги первых 100 дней своего правления. Были и фатально настроенные, суть комментариев которых сводилась к фразе: "Деваться некуда, будем исполнять послание". Впрочем, большинство готовилось его исполнять по иным причинам - просто потому, что послание понравилось.
***
В ОБЩЕМ-ТО прав был вчера лидер коммунистов Геннадий Зюганов, назвав президентское послание "либеральным вариантом". Все меры, которые вчера вновь озвучил президент Владимир Путин, говоря о необходимых преобразованиях, неоднократно высказывались отечественными экономистами-либералами. Мало того, часть из них уже начала реализовываться нынешним правительством, где все ключевые должности занимают приверженцы именно этого направления экономической мысли.
Впрочем, самих либералов вчерашнее выступление Путина даже несколько разочаровало. Некоторые из них надеялись, что президент гораздо критичнее подойдет к оценке темпов реформирования отечественной экономики, которые в прошлом году, по их оценке, были крайне низкими. Надежды в определенной степени подпитывались и слухами о грядущих изменениях состава экономического блока правительства.
Комментируя решение правительства не подписывать соглашение с Международным валютным фондом, Путин напомнил, что, приняв в целом программу денежной, бюджетной и структурной политики, правительство взяло на себя обязательства по выполнению программы без заключения формального соглашения с фондом. "Думаю, что правительство способно контролировать свои действия, но должно будет доказать, что оно способно это делать без всякого контроля со стороны международных финансовых организаций, но в рамках той программы, которая подготовлена", - заявил Путин.
Пожалуй, наиболее значимыми для отечественного финансового рынка словами во вчерашнем выступлении Владимира Путина стала однозначная поддержка идеи о либерализации валютного законодательства.
Напомним, что уже не раз помощник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов говорил о том, что сохранение нормы обязательной продажи валютной выручки может привести к снижению конкурентоспособности отечественной промышленности и в конечном итоге - к остановке роста производства в стране. Однако в последнее время дискуссия фактически зашла в тупик, поскольку отмена этой нормы также была связана с весьма значительными рисками, и прежде всего с возможностью нового валютного кризиса в стране.
Президент встал на сторону либералов. Вчера он сообщил, что "пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приблизить их к общепринятым в мировой практике". "Нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере", - заявил он, добавив, что эти ограничения дискриминируют граждан России по сравнению с гражданами других государств, ограничивают их свободу и подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства.
Как бы то ни было, но все названные вчера президентом направления реформ, по мнению экономистов-либералов, свидетельствуют о том, что Путин выбрал абсолютно правильный путь трансформации народного хозяйства России, основанный на постепенном устранении государства из экономики и защите интересов отечественных предпринимателей за рубежом.
***
МЕЖДУНАРОДНАЯ часть выступления президента была небольшой по времени и весьма приглушенной по тональности; в ней лишний раз проявился стиль дипломатии самого Путина и его ближайшего окружения: выдвигать как можно меньше громких лозунгов, инициатив, обвинений, говорить только по делу - и тратить меньше слов, чем кажется нужным. По сути же президент не сказал ничего принципиально нового по сравнению с внешнеполитической доктриной, принятой почти год назад, или недавним выступлением в МИД РФ - и вообще не сказал бы почти ничего нового, если бы не один пассаж, представляющий собой некую реплику по поводу сложной ситуации в отношениях с США и Европой.
Америку, кстати, президент в своем выступлении вообще не упомянул, как не упомянул и много других стран, групп стран или целых континентов, за исключением НАТО, Европы (ЕС) и СНГ, а также Белоруссии. Но именно США, а также европейцев он подразумевал, когда говорил: "Для России является принципиальным учет и уважение ее национальных интересов со стороны ее международных партнеров - в таких областях, как стратегическая стабильность, разоружение, расширение НАТО, формирование основ миропорядка в XXI веке". Те, сказал президент, кто эти подходы разделяет, могут и впредь быть уверены, что в лице России они всегда найдут заинтересованного и предсказуемого партнера.
В переводе на обычный язык это могло бы звучать так: мы не будем вам вредить и идти на конфронтацию, если вы не будете создавать для нас действительно серьезных проблем. Мысль простая и, как уже сказано, не очень новая.
Единственный ярко выраженный региональный акцент в расстановке приоритетов в выступлении - европейский. Курс на интеграцию с Европой в разных вариантах упомянут несколько раз, а традиционные некогда (и нередко пустые) слова о приверженности СНГ прозвучали менее ярко. Зато отчетливо прозвучали два тезиса, ранее фигурировавшие и в выступлении в МИДе, и в доктрине: насчет экономического упора российской дипломатии и насчет защиты интересов соотечественников за рубежом. Последняя тема обрисована достаточно ярко - "сотни людей, проживающих и работающих за пределами своей страны", должны быть уверены, что Россия не бросит их, защитит их права и достоинство.
***
ВЛАДИМИР ПУТИН призвал представителей всех политических сил страны проявить чувство ответственности в вопросе урегулирования ситуации в Чеченской Республике. По его оценке, задачи власти на Северном Кавказе видоизменяются. Выполнив свои основные задачи, значительная часть объединенной группировки войск (сил) в настоящее время выводится из Чечни в пункты постоянной дислокации.
"В связи с необходимостью довести работу по ликвидации очагов терроризма до конца, акцент сейчас должен смещаться в сторону создания и укрепления в республике органов власти", - подчеркнул президент. Федеральный Центр предполагает серьезно и ответственно заняться обеспечением прав граждан, социальной реабилитацией населения, решением экономических проблем региона. "Это потребует от всех нас и профессионализма, и мужества, как для предотвращения актов террора, так и для преодоления последствий тех преступлений, которые предотвратить не удалось", - отметил Владимир Путин. По его мнению, "угроза совершения новых преступлений еще крайне велика". Считается, что для нормализации ситуации в республике потребуется время, не меньшее того, за которое республика была доведена до того крайнего состояния, в котором она находится сейчас.
Нарушив традиции федеральных посланий, Владимир Путин предложил почтить минутой молчания солдат и офицеров федеральных войск, дагестанских ополченцев, чеченских милиционеров, всех тех, кто ценой своей жизни остановил распад государства. Однако президент предостерег от возможного впадания в эйфорию от первых успехов в Чечне или топтания на месте в вопросах урегулирования ситуации в республике.
Говоря об укреплении обороноспособности страны, Владимир Путин особо остановился на необходимости модернизации оборонно-промышленного комплекса страны и финансировании из государственного бюджета оборонных исследований на конкурсной основе.