ВЧЕРА в Кремле состоялось совещание президента с руководством всех правоохранительных органов по проведению первого этапа судебно-правовой реформы. Кадровые перестановки в правительстве, произведенные Путиным, многие оценивают как свидетельство именно грядущих реформ в этих ведомствах. Есть все основания считать, что первым из них может стать МВД, главой которого стал "политический назначенец" Борис Грызлов. Во всяком случае, в новой концепции судебно-правовой реформы, разрабатываемой под руководством замглавы администрации президента Дмитрия Козака, преобразованию следствия уделено серьезное внимание.
В новой концепции разработчики вновь вернулись к идее создания централизованного Следственного комитета РФ (СК). Напомним, что законопроект о едином СК даже прошел первое чтение в парламенте в 1990-1991 гг. Сейчас в рабочей группе Козака предлагают передать из ведения прокуратуры в СК практически все следствие, в том числе и по общим уголовным преступлениям. Тем более что следователи МВД и так расследуют 92% дел в РФ. В этом случае за Генпрокуратурой останутся только расследования по "спецсубъектам" (преступления, совершенные прокурорами, судьями, следователями). И в этом качестве прокуратуре удастся в полном объеме сохранить надзор за предварительным следствием.
Однако начальник управления СК Борис Гаврилов считает, что создание единого комитета в течение 2-3 лет маловероятно, поскольку "приступать к этому без организации мощной системы дознания в органах внутренних дел достаточно сложно". В настоящий момент из-за усиления следствия функция дознания в службе криминальной милиции почти утрачена. Ее предлагают воссоздать в системе МВД и в Следственном комитете и даже готовы поделиться профессиональными кадрами, передав дознавателям 70% дел, а следствию оставив не более 30% (тяжкие и особо тяжкие преступления).
Следствие в МВД будет реформировано и в результате появления нового Уголовно-процессуального кодекса. Возможно, будут изменены основные формы дознания: полное расследование в течение 30 дней и протокольное досудебное производство в течение 10 дней сольют в одну форму и введут сокращенное производство. Борис Гаврилов полагает, что для "расследования элементарной кражи вполне может быть проведено упрощенное дознание в течение суток, иногда двух".
Представителям СК удалось настоять на сохранении в уголовном процессе фигуры начальника следственного отдела, курирующего предварительное следствие. По ряду позиций представители МВД поддерживают своих коллег по разработке УПК. Так, в комитете не возражают против введения судебного надзора по выбору и продлению меры пресечения в виде содержания под стражей, проведению обысков, прослушиванию телефонных разговоров, перлюстрации информации. Кроме того, разработчики УПК предлагают расширить компетенцию мировых судей, чтобы они могли рассматривать дела со сроком наказания до 3 лет. Продолжаются дискуссии по предложению СК изменить систему учета преступлений для борьбы с так называемым укрытием преступлений. Передача Минюсту функции ведения статистического учета этой проблемы не решает, поскольку по российскому закону преступление совершено, если возбуждено уголовное дело, а если дело не возбуждено, то и преступления как бы не было. Гаврилов предлагает позаимствовать опыт Запада, где количество преступлений учитывается по числу поступивших заявлений.
Тем не менее по ряду позиций между разработчиками УПК нет согласия. Так, не удалось настоять на повышении процессуальной самостоятельности следователя. В СК полагают, что следователь должен иметь право обратиться в суд, если он не согласен с письменными указаниями прокурора по принципиальным моментам (прекращение дела или направление в суд, мера пресечения, обыск). Не смогли представители МВД получить поддержку и по участию понятых, объему предъявления обвинения, сокращению сроков ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела (сейчас этот процесс может длиться два-три года).