В Госдуме вчера обсуждали одну из главных угроз, подрывающих безопасность Российской Федерации, - нелегальную утечку капитала за границу. Думский комитет по безопасности, организовавший соответствующие слушания, пригласил на них как чиновников из правоохранительных органов, так и представителей различных финансовых учреждений. Все они ратовали прежде всего за создание таких экономических условий, в которых легализация или отмывание доходов, нажитых преступным либо, мягко говоря, незаконным путем, будет чрезвычайно затруднено, а следовательно, и бегству такого капитала можно будет препятствовать.
Конечно, силовики (а их на слушаниях представляли высокопоставленные чиновники из налоговой полиции, Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, таможенной службы, а также других специфических ведомств, вроде ФСБ и СВР) отдали должное и фискальным мерам. Например, замдиректора ФСНП Владимир Ворожцов поздравил собравшихся с тем, что в середине марта в Нижнем Новгороде суд вынес первый приговор человеку, обвиненному по статье об отмывании денег, и отметил, что подобных процессов становится все больше. Однако сам он говорил в основном об административных и законодательных методах борьбы с "грязными" деньгами, отметив, что она должна проводиться комплексно, как это и повелел президент, поручивший правительству разработать единую концепцию государственного финансового контроля.
Заметим, кстати, что вчерашние парламентские слушания по проблеме противодействия утечке из России незаконно полученных капиталов, естественно, были использованы различными ведомствами для лоббирования своих интересов и возможностей. Очевидно, что внутри исполнительной власти уже началось серьезное противоборство за то, кто будет главным в осуществлении того самого - объявленного Владимиром Путиным - единого государственного финансового контроля. Победа в таком противоборстве значит слишком много, так что любая возможность устроить по этому поводу себе "пиар" не может считаться излишней. Именно поэтому многие российские силовые и административно-финансовые структуры не пренебрегли вчерашними думскими слушаниями, хотя они и проводились в отсутствие большинства нижней палаты, разъехавшегося по избирательным округам.
Акцентирование внимания на собственных возможностях, правда, производилось различными ведомствами не слишком навязчиво, видимо, исходя из того понимания, что Госдума - это пока не та главная структура, которая станет распределять места в бюрократической иерархии. Тем не менее и нижнюю палату, которой в свое время придется принимать соответствующие законы, забывать не стоит. Потому, например, тот же самый замдиректора ФСНП Владимир Ворожцов, перечисляя законопроекты, необходимые для борьбы с легализацией незаконно полученных доходов, среди прочих назвал и проект закона о государственной финансовой полиции. Понятно, какое ведомство планирует в нее превратиться.
А вот первый заместитель председателя Внешэкономбанка России Владимир Дмитриев решил высказаться в противовес общему настроению и призвал не драматизировать проблему вывоза капитала, которая, по его мнению, используется за рубежом против интересов нашей страны и российских предпринимателей благодаря нашим же стараниям рассказывать о ней постоянно и по любому поводу. Дмитриев отметил, что и западные страны, чье законодательство отлажено не в пример российскому, точно так же часто сталкиваются с фактами отмывания денег и прочими преступлениями в финансовой сфере. Зампред ВЭБ говорил и о создании необходимых экономических предпосылок для предотвращения легализации преступных доходов прежде всего внутри страны. По некоторым сведениям, Внешэкономбанк, который сейчас проводит внутреннюю реорганизацию, также претендует на роль одного из главных центров противостояния вывозу капитала и уже заручился поддержкой ряда силовых ведомств, имеющих в своих штатах специалистов по действиям за границей. Стоит отметить, что у ВЭБа во внутрироссийской ведомственной борьбе за главенство в деле госфинконтроля шансы не так уже и плохи - за это, в частности, говорят и его полностью государственная принадлежность, и его значительный опыт финансовых взаимоотношений с иностранными правительствами и финансовыми структурами.
Призывы Владимира Дмитриева не драматизировать ситуацию вокруг утечки капитала, возможно, связаны и с тем, что такая пропаганда уже приносит вред российским предпринимателям, которым все чаще отказывают, например, в банковских услугах. Как говорили в кулуарах вчерашних слушаний, международная организация по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), уже включившая Россию в список 15 стран, которые не участвуют в таком важном деле, требует от нашей страны как можно более быстрой ратификации так называемой Страсбургской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Для ратификации определен крайний срок - июль, а также выставлен ряд условий, среди которых значится и принятие работоспособного закона о противодействии легализации "грязных" денег. Если это сделано не будет, Россию могут ожидать весьма болезненные для ее экономики международные санкции.
Отметим, что текст соответствующего закона о ратификации Страсбургской конвенции в Госдуму президентом уже внесен, рассмотрен профильными комитетами нижней палаты, и она, безусловно, будет депутатами одобрена - в соответствии с их планом - 25 апреля. Что же касается законопроекта о борьбе с отмыванием, то здесь дело сложнее. Раньше подобным законотворчеством занимался депутат из КПРФ Виктор Илюхин, но все его идеи гибли либо в Совете Федерации, либо под пером президента. Одна из его последних инициатив была снята с дальнейшего обсуждения совсем недавно под тем предлогом, что соответствующий законопроект готовит правительство. Однако, как стало понятно из вчерашних выступлений на слушаниях, кабинет министров все еще продолжает раздумывать над ключевыми положениями концепции документа: например, о том, кто станет сообщать о подозрительных сделках и каким государственным органам и что такое вообще подозрительная сделка - по количеству денег, в ней задействованных, или же по каким-то другим причинам. Очередной раунд подготовки этого законопроекта состоится в апреле.