Седьмое заседание президиума Госсовета оказалось первым для участников новой губернаторской семерки. Президиум заседал вчера в новом составе - как утверждают в Кремле, большинство кадровых предложений, поступивших президенту и из его администрации, и от полномочных представителей, Путин учел.
Впрочем, еще до начала работы президиума Госсовета вновь избранный его член, президент Башкортостана Муртаза Рахимов дебютировал с весьма резкой оценкой тех институтов, которые появились в результате административных реформ Путина. Он недвусмысленно заявил, что за прошедший год они себя не оправдали, и дал отрицательную оценку новым структурам власти, прежде всего федеральным округам и аппаратам полпредов. Рахимов признал за президентом "право создавать такие структуры" лишь в том случае, если "они будут работать на пользу обществу", однако "пока что пользы от них он не видит". Слишком большие бюрократизированные аппараты полпредов, по мнению президента республики, - "непозволительная роскошь для страны". Кстати, и для бюджетов регионов, включая наиболее благополучные, это непозволительное излишество. Все полпреды, по словам Рахимова, "хотят, чтобы их хорошо встречали и угощали. А откуда у нас деньги?"
Но главное зло даже не в этом. Дело в том, что полпреды, с одной стороны, вмешиваются в вопросы, которые "не входят в их компетенцию", и это "не способствует хозяйственной самостоятельности регионов", а с другой - не могут оказать реальной помощи в решении насущных проблем, в основном экономических. Старый же отлаженный механизм, когда региональные чиновники напрямую общались с федеральными, не работает. Делегировав ответственность, зачастую не подкрепленную полномочиями, президентским наместникам, исполнительная власть в Центре пытается уйти от проблем. Рахимов посетовал, что порой в течение нескольких дней не может добиться телефонного разговора с федеральными министрами, а министры совершенно не в курсе, что делается в регионах. Именно эту проблему президент республики поставил вчера ребром перед президентом страны во время своей встречи с главой государства. Руководство федеральных органов, по оценке главы Башкортостана, "оторвалось от регионов и не знает, что в действительности происходит на периферии, а тем более - какие проблемы необходимо разрешить немедленно". К примеру, если правительство и дальше будет игнорировать трудности идущей посевной, то в агропромышленном комплексе вполне может разразиться такой же силы кризис, как и в энергетике прошедшей зимой.
Продолжая разбор ошибок административной реформы, Рахимов сказал, что Совет Федерации в своем нынешнем виде совершенно "утратил функции смычки" между регионами и Центром, а также своего рода политической ярмарки, где главы регионов могли лично пообщаться и где они вырабатывали коллективное мнение провинции в диалоге с Центром, что никак теперь не заменить телефонным разговором. Поэтому лучше всего со временем перейти к однопалатному парламенту.
Дебют Муртазы Рахимова в качестве нового члена президиума Госсовета вряд ли останется незамеченным ни его коллегами по этому органу, ни его предшественниками. В первый состав президиума были включены сильные, зачастую считающиеся конфликтными региональные лидеры, как, например, Лужков или Яковлев. Тем не менее те полгода, которые они провели в президиуме Госсовета, резких заявлений они предпочитали не делать. Муртаза же Рахимов избрал, видимо, другой стиль работы.
Само же заседание было разбито на две части - организационную и основную, посвященную реформе военно-промышленного комплекса. Губернаторы распределяли круг собственных обязанностей по Госсовету и выслушивали правительственные планы по созданию интеграционных военных холдингов. В Кремле утверждают, что обсуждение вопроса о реформировании ОПК на заседании президиума Госсовета было инициировано хабаровским губернатором Виктором Ишаевым, входившим в его первый состав. В новом президиуме дело Ишаева продолжит ярославский губернатор Анатолий Лисицын. Ведущим докладчиком на заседании выступил вице-премьер правительства Илья Клебанов, содокладчиком - заместитель секретаря Совета безопасности Алексей Московский. Отметим, что последний, по мнению экспертов, является главным спецом Совбеза по рассматриваемым вопросам. Как и Клебанов, так и Московский, большая часть карьеры которого прошла в военном ведомстве, являются возможными кандидатами на пост министра обороны, в случае если президент решит назначить на эту должность гражданского чиновника и поручить ему управление оборонкой с помощью таких рычагов, как госзаказ и регулирование военного экспорта.
Сам Владимир Путин на заседание президиума Госсовета традиционно опоздал. Под военно-патриотическими картинами, изображенными на стене, президент поздравил новый президиум Госсовета с началом работы. Он высказал пожелание, что все лучшее, что было в старом составе, сохранится и в новом. Только потом президент перешел к основному вопросу - реформированию ВПК. Несмотря на то что за последние полтора-два года в отрасли наметились тенденции к улучшению, с 1992 года объем производства упал в 3 раза, отметил президент. Все предыдущие планы по модернизации ВПК, согласно путинской вступительной речи, были перечеркнуты из-за отсутствия финансирования. Президент также поддержал идею создания мощных интеграционных холдингов. В противном случае Россия не выдержит конкуренции на международной арене.
Выбор Госсовета в качестве органа, обсуждающего концепцию реформы ОПК, не случаен. Попытка разработать единую и работоспособную программу преобразования оборонно-промышленного комплекса в рамках правительства фактически провалилась. В конце прошлого года выполненная на треть Программа реструктуризации и конверсии ОПК на 1998-2000 гг. была явочным порядком продлена еще на один год. Новый аналогичный документ разрабатывается, по идее, на базе госпрограммы вооружений на 2001-2010 гг. Однако официальная информация о том, что последняя утверждена, отсутствует. Источники "НГ" утверждают, что президент отказался ее подписывать. Вместе с тем в войсках она считается принятой к исполнению.
Другая проблема состоит в том, что подчиненные правительству органы управления весь последний год создавали и претворяли в жизнь две параллельные концепции реформирования оборонки. Обе они в качестве магистрального направления рассматривают укрупнение предприятий и объединение их в концерны, холдинги и т.п. Однако принципы объединения серьезнейшим образом расходятся. Оборонные агентства, патронируемые Ильей Клебановым, приступили к внутриотраслевой интеграции, базирующейся на идее технологической совместимости предприятий. Минпромнауки разработал более радикальную, но одновременно и более абстрактную схему реформ, в которой агентствам уже нет места. Эта программа реформирования уже отправлена в Белый дом, однако, несмотря на хорошие отношения между Александром Дондуковым и Михаилом Касьяновым, никакого официального отклика на нее пока не получено. Причина очевидна: отраслевые агентства не хотят делиться властью и полномочиями с министерством. Важно отметить, что в преддверии неизбежного сокращения дублирующих аппаратов управления ОПК чиновники, и без того ассоциированные с конкретными финансово-промышленными группами, все схемы преобразований рисуют с учетом своего будущего места в интегрированных структурах.
По мнению многих специалистов, и та, и другая концепции реформ страдают схематичностью и оторванностью от реальной жизни, а порой и от законодательства. В частности, непонятно, как сливать между собой предприятия различных форм собственности, что делать с огромными долгами, которые никто не хочет брать на себя, как решать проблему колоссальной (по оценке Ильи Клебанова, десятикратной) избыточности производственных мощностей. Многие руководители оборонки, особенно той ее части, которая уже нашла свое место в рыночной экономике, полагают, что интеграция должна идти снизу.
Обращение в Госсовет свидетельствует, что различные группировки в правительстве стремятся привлечь региональную элиту на свою сторону. До сих пор это не получилось ни у Клебанова, ни у Дондукова. Губернаторы, как правило, выступают оппонентами правительственных схем интеграции, поскольку не без оснований видят в них стремление московских финансово-промышленных группировок замкнуть на себя финансовые потоки от экспорта оружия.
Жесткая позиция губернаторов, которые не могут позволить себе потерять контроль над финансовыми потоками в угоду не очень-то нужной для регионов интеграции, скорее всего не позволит добиться всеобщего согласия по программе реформирования ОПК. Поэтому рано или поздно президенту придется выступить в качестве арбитра и принять на себя ответственность за сложные и чреватые негативными социально-политическими последствиями преобразования.