- ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ, как будет выглядеть структура РСПП с приходом в союз новой команды?
- Мы намерены выстраивать матричную схему, которая будет отвечать задачам РСПП. Организационными вопросами должны заниматься небольшие, емкие, мобильные департаменты, в которые войдут от четырех до десяти человек. Департаментов будет шесть: по законотворчеству и целевым программам, по связям с органами власти, по связям с общественными организациями и выставочной деятельности, по межкорпоративным отношениям, по международным делам, по связям с регионами, отраслевыми союзами и членами РСПП. Плюс управление делами. Во главе этих структур должны оказаться люди, которые будут заниматься этой работой не от случая к случаю, а постоянно. Функциональными вопросами, то есть проблемами, волнующими бизнес в настоящий момент, займутся шесть или семь рабочих групп. В них частично войдут члены бюро РСПП, возможно, члены правления, а также эксперты, привлеченные со стороны.
- Бюджет РСПП будет распределяться поровну между всеми его структурами?
- Нет, но этот вопрос еще предстоит обсудить на заседании бюро. Бюджет должен быть съеден грамотно. Его сумма составит примерно три миллиона долларов, то есть около 80 миллионов рублей. Она будет разделена на две неравные части: финансирование проектов и финансирование аппарата. Насколько я понимаю, по структурам аппарата разбивка будет относительно равномерная с небольшими коэффициентами.
- Какой департамент, на ваш взгляд, окажется самым дорогим?
- Я бы не жалел денег на пиар.
- А на работу с правительством?
- На нее не нужно много денег. Здесь важнее последовательная, доказательная, хорошо аргументированная позиция. А вот что касается пиара, это дело фондоемкое.
- Из чего будет формироваться бюджет РСПП?
- На две трети из членских взносов. Их вносят все представители союза, но в разной пропорции. Рядовой член РСПП вносит одну сумму, член правления - другую, поскольку у него степень ответственности выше. Тот, кто решил участвовать в правлении, понимает, что он должен тратить больше ресурсов: как временных, так и финансовых. Больше всех должны тратить члены бюро. Оставшаяся треть бюджета будет пополняться из прочих доходов - аренда площадей, издательская деятельность, выставки. Другой коммерческой деятельности для РСПП я не вижу. Всевозможные АО и АОЗТ, в которых союз принимал участие, - это дань прошлому.
- Лично у вас работа в бюро РСПП занимает много времени и денег?
- Ровно столько, сколько это необходимо, без ущерба моему бизнесу.
- По некоторым оценкам, входящие в РСПП предприятия производят до 80% ВВП. На ваш взгляд, такая организация имеет право на участие в политике?
- На самом деле политика - это очень широкое понятие. Но давайте все-таки считать политикой партийное строительство и партийные функции. Конечная цель партии - участие и победа на выборах. Мы не ставим себе таких задач. Поэтому политической силой мы быть не можем. Но есть еще и гражданское общество, а в нем группы влияния. Мы - одна из них. Мы же объединились, исходя из четырех базовых задач: динамичный диалог с властью, диалог с обществом, диалог друг с другом и диалог с международным сообществом. Это и есть потенциальные объекты нашего влияния.
- Не так давно три представителя РСПП вошли в премьерский совет. Это допустимо с точки зрения принятых в РСПП правил?
- Мы же не орден бизнесменов-меченосцев, мы ничего не запрещаем членам нашего союза. Если правительству удобно работать на этой площадке, мы готовы общаться.
- Функции премьерского совета и департамента РСПП по связям с госструктурами не будут пересекаться?
- Нет. Помимо заседаний премьерского совета есть ежедневная работа - с аппаратом, с министрами, с вице-премьерами. Есть еще Дума, есть еще вообще-то и администрация президента, с которой тоже неплохо было бы работать.
- Кто-то уже выразил желание общаться с администрацией президента, с Думой?
- Если вы имеете в виду департамент по связям с органами власти, то мы получили около десяти предложений на должность руководителя этого подразделения, громких фамилий я там не вижу. Эти люди достаточно известны обществу, но они функционеры. Это люди из администрации, из Думы. Часть людей нам вообще набирает рекрутская компания.
- То есть во главе этого департамента может оказаться человек из администрации президента, который и будет общаться с Кремлем?
- А вы предполагали, что его может возглавить, например, Потанин, Ходорковский или Мамут? Они эффективны для своих компаний, и эта эффективность ценна не только для компаний, ими управляемых, но и для всей страны.
- РСПП сохранил свою целостность, но некоторая напряженность в отношениях старой и новой команд по-прежнему ощущается. Дело в коммерческой подоплеке?
- Не думаю. РСПП не участвует в предприятиях первой величины. Мне кажется, дело в базовом противоречии. В РСПП пришли новые люди, которые говорят: мы сами все можем сделать в этой стране. Мы рассматриваем государство как партнера. Давайте друг над другом не нависать. Мы готовы платить в казну, развивать бизнес, участвовать в вопросах социального обеспечения. Государство должно выполнять свои обязательства - защищать нас, развивать судебную систему и так далее. Существует и другая позиция - позиция патернализма. Это тот случай, когда у государства выпрашивают или требуют льгот, исключений, особых условий и т.д. Столкновение этих двух позиций и есть основа противоречий.
- Близость Аркадия Вольского к старой команде не мешает РСПП?
- Аркадий Иванович умеет адаптироваться. Он 10 лет руководил РСПП и тем не менее пошел на модернизацию этой организации. Это сложно, но абсолютно необходимо. Мы должны уметь плавно перестраивать структуры для решения актуальных задач.
На вопросы 'НГ' ответил член бюро РСПП Олег Киселев