ПОПЫТКА фракции КПРФ поставить на голосование вопрос о вотуме недоверия правительству привела к заметному оживлению политической жизни страны, создав своего рода 'мини-кризис' (причем достаточно виртуальный), который в конечном счете все же достаточно спокойно разрешился в минувшую среду в Государственной Думе.
Однако было бы неправильным, на мой взгляд, отнестись к нему как к явлению случайному и вызванному лишь 'злой волей' КПРФ. В нем была своя логика. Какие же основные уроки можно вынести из произошедшего?
Первый. Компартия России сумела добиться для себя главного - привлечь к себе внимание всего общества как к по-прежнему весомой политической силе, способной на самостоятельные действия без особой оглядки на власть. КПРФ удачно выбрала момент, чтобы продемонстрировать свою оппозиционность правительству, причем сознательно сделать это с прицелом на перспективу, в том числе с учетом все возрастающей реальности досрочных парламентских выборов. После этого уже трудно кому-то будет обвинять партию в том, что она боится этих выборов и цепляется за свои позиции в Государственной Думе.
Одновременно КПРФ получила хорошую основу для начала новой кампании по пропаганде собственной программы преобразований, особенно на фоне начавшегося ухудшения экономической ситуации в стране. Фактически власть в результате зигзагов 'Единства' обеспечила бесплатную общенациональную рекламу КПРФ в течение почти двух недель в общенациональном масштабе, что, в частности, весьма немаловажно на фоне подготовки к различным выборам в некоторых регионах страны.
Естественно, что из тактических соображений В.Путин был выведен КПРФ за рамки критики, но тем не менее следует достаточно ясно понимать, что прозвучавшая со стороны Г.Зюганова критика правительства не может не быть учтена президентом на заключительном этапе работы над текстом его послания Федеральному собранию.
Кроме того, стало совершенно очевидно, что любые формы внешнего давления на КПРФ (от круглого стола по КПРФ в 'Президент-отеле' до ряда средств массовой информации) оказались практически бесполезными. Г.Зюганов очень хорошо понял, что в случае снятия вопроса с рассмотрения КПРФ потеряет гораздо больше. Тем более потому, что при определенных условиях КПРФ может перейти и к более жесткой оппозиции уже власти в целом, включая президента.
То есть практически при любом последующем развитии событий КПРФ получает основные политические дивиденды, особенно если в правительстве пройдут хотя бы некоторые персональные замены.
Второй. События этих дней показали, что Кремль опирается на фракцию 'Единство' как на самом деле весьма слабую не только организационно, но и морально-политически. Стало совершенно очевидно, что внутри нее интересы личного самосохранения стоят гораздо выше политических целей и задач и что и в будущем такой подход будет доминирующим.
На мой взгляд, последствия всей ситуации с вотумом недоверия для 'Единства' будут достаточно долгосрочно негативными как с точки зрения образа 'Единства' в глазах общественного мнения, так и с точки зрения взаимоотношений с другими политическими силами, которые более-менее близки к нему.
Вряд ли кто-то может быть теперь стопроцентно уверен в том, что 'Единство' сможет быть надежным партнером, особенно если учесть, что за всей идеей возможных досрочных парламентских выборов на самом деле стоит не стремление наказать коммунистов, а освободить Государственную Думу от ОВР и 'ЯБЛОКА'.
Если же 'Единство' в ближайшем будущем провалится со своими обещаниями добиться 'зачистки' руководства комитетами Госдумы от коммунистов, то это еще больше его дискредитирует.
Ситуация также показала и то, что 'Единство' становится во все большей степени заложником непростых взаимоотношений собственно внутри администрации президента России, где все очевиднее расходятся подходы к оценке текущей ситуации основных политических игроков.
Третий. Стало достаточно понятно, что в будущем правительству с Государственной Думой станет работать труднее, учитывая возможность в конечном счете объединения (по различным причинам) сил как слева, так и справа с требованием отставки правительства уже через несколько месяцев, когда вместо дележа дополнительных доходов нужно будет заниматься поисками денег для решения насущных проблем.
Кстати, 'мини-кризис' еще раз убедительно показал, как правительство на самом деле далеко от Государственной Думы и как мало оно заботится о своем имидже среди депутатов. Проводить через Госдуму какие-либо серьезные преобразования на этом фоне будет весьма проблематично.
Четвертый. Ни у 'Единства', ни у других фракций в Государственной Думе не нашлось сколь-либо внятной аргументации в защиту нынешнего правительства, равно как и особого желания защищать его.
Это, на мой взгляд, отражает объективную реальность того, что правительство действительно в последнее время начинает 'пробуксовывать' и что, собственно, вся устойчивость правительства базируется практически исключительно на рейтинге В.Путина. Сегодня уже явно недостаточно говорить о том, что прошлый год был лучшим годом в российской экономике в последние десять лет.
Пятый. Именно В.Путин являлся вторым выигравшим (после КПРФ) в этой ситуации. Он при определенных обстоятельствах может весьма умело использовать сложившееся положение дел, чтобы провести по крайней мере небольшую ротацию в составе правительства, с одной стороны, а с другой - начать активно продвигать программу собственных преобразований экономики и системы власти, не особо оглядываясь на Государственную Думу.
Президент в результате 'кризиса на грани фарса' еще больше возвысился над текущими политическими событиями и всеми политическими силами, тем самым получив дополнительные возможности для маневра.
Шестой. Весь ход дискуссии вокруг возможного вотума недоверия правительству показал, что в конечном счете возможности сколь-либо серьезной перегруппировки политических сил исключены. Нереально как создание сколь-либо эффективной антикоммунистической коалиции, так и создание эффективного и, что главное, устойчивого в долгосрочном плане проправительственного блока.
Такое положение с неизбежностью должно привести к тому, что президенту потребуется разрешить это положение дел рано или поздно именно через смену состава Государственной Думы.
Седьмой. Важным в конечном счете оказалось то, что политическая система России оказалась гораздо более устойчивой к кризисным проявлениям, чем в прошлом. На события в Думе не отреагировали ни фондовый, ни валютный рынки. Он не вызвал и сколь-либо заметного общественного беспокойства. Стало еще более ясно, что теперь главным и единственным возмутителем спокойствия в стране может быть только президент.
Особо хочется отметить весьма вялую реакцию на происходившее в Москве со стороны западных средств массовой информации и политиков. Она свидетельствовала о том, что Россия занимает все меньше места в умах политиков как Европы, так и США.
Думается, что об этом 'мини-кризисе' забудут весьма скоро. Однако его последствия с неизбежностью будут влиять на российскую политику еще не один месяц.