Думская фракция "Единство" вчера, как это ранее и ожидалось, приняла решение не поддерживать вотум недоверия правительству.
Руководитель этого депутатского объединения Борис Грызлов после заседания фракции заявил, что "Единство" вообще считает вотум неким политическим фарсом, а потому, резко выступая против него, участвовать в голосовании не станет. Господин Грызлов призвал поступить точно так же и всех остальных депутатов. Надо отметить, что аналогичную позицию еще до призыва своих "единственных" коллег уже заняли группа "Регионы России" и фракция "ЯБЛОКО", которое, правда, уверено, что вотум превратился в фарс именно благодаря странной позиции "Единства". Кроме того, по некоторым сведениям, подобную позицию при волеизъявлении по данному острому политическому вопросу займут и многие другие законодатели из прочих думских фракций и групп.
Заметим, что тем самым они нисколько не подпортят торжества КПРФ, которая теперь сможет утверждать, что все те депутаты, которые голосовали против вотума недоверия правительству, тем самым разделяют ответственность за все его антинародные действия, а все, кто уклонился от выражения своего мнения, - просто струсили. Таким образом, коммунисты свою задачу, которую они ставили себе изначально, выполнят: они еще раз в глазах избирателей подтвердят свой имидж единственной оппозиционной партии.
Во фракции "Единство" уверены совершенно в обратном - теперь любые антиправительственные действия левых всеми будут восприниматься только как продолжение того "политического фарса", в который, по мнению этой фракции, превратилась процедура выражения недоверия кабинету министров. Никаких логических доводов в пользу такого своего утверждения "Единство", кстати, так привести и не смогло, ограничившись только такими определениями в адрес коммунистов, как "популисты" и "шантажисты".
Как уже отмечалось ранее, именно форма отказа от поддержки вотума стала главной проблемой для коллег Бориса Грызлова, чье несогласие с любыми шагами, могущими в перспективе привести к досрочным выборам, было в принципе понятно еще с момента первого обсуждения инициативы своих лидеров. Вчера эта форма все-таки была найдена, но, как представляется, легче "Единству" от этого не стало. После заседания этой фракции всем желающим была открыта главная тайна - суть той политической комбинации, которую, как оказывается, она тонко разыгрывала прямо со 2 марта - дня, когда впервые зазвучали заявления о возможном роспуске Государственной Думы с помощью процедуры недоверия правительству.
Борис Грызлов сообщил, что благодаря своевременному вмешательству "Единства" в эту самую процедуру "фракция КПРФ в течение двух недель не могла говорить о правительстве и о недостатках в его работе, потому что Дума и СМИ говорили совсем о другом - о внутренних проблемах Думы и о возможности ее роспуска". Таким образом, г-н Грызлов хотел сказать, что над коммунистами одержана важная пропагандистская победа, правда, при этом он не смог уточнить, в чем же она заключается, что такое было в руках у левых до заявления "Единства" и чего они после такого заявления лишились. Как представляется, ничего подобного как раз и не произошло, более того, КПРФ получила бесплатную возможность поддерживать интерес к своей инициативе и сделать ее известной для как можно большего числа граждан России. Более того, все то время, пока "Единство", замахнувшись на вотум, почти две недели думало, заканчивать ли его ударом или просто спокойно опустить руку, коммунисты рассказывали своим сторонникам о том, что правительство плохо настолько, что даже проправительственная фракция намерена от него отвернуться. Теперь же, когда этого все-таки не произошло, представители компартии станут объяснять всем, что ничего удивительного в этом нет, потому что у "Единства" собственной позиции нет, оно подчиняется любым указаниям Кремля.
Кстати говоря, представитель последнего на вчерашнем заседании фракции "Единство" действительно присутствовал - заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков выступил на нем с небольшой речью и ответил на несколько вопросов. Как уверили корреспондента "НГ" несколько членов фракции "Единство", ничего особенного в словах г-на Суркова не было, он якобы даже и не пытался предложить депутатам какое-то решение и никак не комментировал сложившуюся ситуацию. Правда, ничего конкретного о содержании выступления главного думского куратора из Кремля собеседники корреспондента "НГ" также сказать не смогли. Владислав Сурков удалился задолго до окончания заседания фракции, очевидно, удовлетворившись увиденным.
А "Единство", кроме уже упомянутого выше аргумента о пиаровской победе над КПРФ, заявило вчера и еще об одном успехе, достигнутом попутно. Борис Грызлов сообщил о создании на Охотном Ряду конструктивного большинства, которое теперь будет готово претворять в законы все планы кабинета министров и по структурному реформированию экономики, и по проведению радикальной реформы социальной сферы. Как отметил г-н Грызлов, "на этой неделе мы наблюдали за тем, как представители большинства фракций клялись в верности правительству, хотя ранее некоторые говорили об условной его поддержке и даже формировали теневые кабинеты". Интересно, правда, что вчера же и ОВР, и СПС, и "ЯБЛОКО" (а именно их Борис Грызлов имел в виду), отказываясь голосовать за недоверие правительству, тем не менее специально в своих заявлениях подчеркнули, что претензии к нему у них остаются. "ЯБЛОКО" же вообще отметило, что отсутствие со стороны кабинета желания удовлетворить вполне конкретные его претензии в конце концов может привести к тому, что вопрос о недоверии может быть инициирован уже другими политическими силами.
На Охотном Ряду в течение всего вчерашнего дня активно обсуждалась еще одна тема, которая возникла после того, как, по сведениям некоторых информагентств, председатель Думы еще в понедельник предложил лидеру фракции "Единство" такой вариант сохранения лица: в ходе обсуждения повестки дня сегодняшнего пленарного заседания нижней палаты выступить с идеей исключить из этой повестки пункт о недоверии кабинету. Геннадий Селезнев, правда, категорически опроверг факт подобного разговора, но дискуссия в кулуарах все равно развернулась. Однако уже к середине вчерашнего дня споры о том, позволяет ли регламент Думы лишить часть депутатов их конституционного права выразить правительству недоверие или же все-таки не имеет, затихли сами собой, потому что фактически все фракции, которые намерены были выступить против вотума, посчитали, что не стоит давать коммунистам возможность обвинять их в элементарной трусости.