НА ДНЯХ группа депутатов внесла на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента проект Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Как заявил корреспонденту "НГ" помощник председателя комитета Госдумы РФ по обороне Виталий Стругавец, инициатором законодательной инициативы стал глава этого думского комитета Андрей Николаев, который во время встречи 19 февраля с президентом Владимиром Путиным утвердил у главы государства подготовленную под его руководством группой парламентариев Концепцию прохождения альтернативной гражданской службы (АГС) в России. Положения этой концепции и стали основой предложенного законопроекта.
В представленный Николаевым документ заложены следующие принципы: во-первых, основанием для направления юноши на альтернативную гражданскую службу могут быть не только его религиозные или личные убеждения, но и социальное положение, национальность (имеются в виду малочисленные народности), образование (молодые профессора, вундеркинды АГС не проходят), семейное положение и т.п. Во-вторых, при направлении на АГС должна действовать не заявительная, а доказательная система принятия решения по этому вопросу. В-третьих, прохождение АГС должно быть основано на экстерриториальном принципе. В-четвертых, продолжительность гражданской альтернативной службы юноши должна быть соизмерима со сроками службы военнослужащих по призыву. Андрей Николаев предлагает 48-месячную альтернативную службу для основной массы юношей и 24-месячную - для молодых людей с высшим образованием.
При этом в случае прохождения АГС на должностях гражданского персонала в Вооруженных силах срок должен составлять соответственно 36 и 18 месяцев.
Между тем, кроме предложенного депутатом Николаевым документа, в Госдуме уже есть вариант закона об АГС. Он подготовлен при поддержке фракции "Союза правых сил" депутатом Юлием Рыбаковым. Еще один проект Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" согласно указаниям президента готовится в правительстве РФ. Таким образом, к началу обсуждения вопроса об АГС, который намечен в Госдуме на конец мая - начало июня, парламентарии, возможно, будут иметь на руках три документа. Естественно, что это обстоятельство не будет способствовать консолидированному и быстрому обсуждению законопроекта, который мог бы определить оптимальный характер прохождения в России альтернативной гражданской службы.
Как заявили во фракции "Союза правых сил" в Думе, вариант закона об АГС депутата Рыбакова во многом отличается от того, что предлагает генерал Николаев. СПС посчитал необходимым включить в свой проект самые либеральные положения, позволяющие максимально обеспечивать личности, находящейся на альтернативной службе, свои права и свободы. То есть при определении молодого человека на АГС должен действовать заявительный принцип; юноша исполняет свой гражданский долг поближе к дому; имеет достаточные средства существования; срок его службы не очень долгий, хотя в законопроекте и признается, что он может быть и больше двух лет, то есть превышать продолжительность действительной военной службы. Ряд аналитиков полагает, что принятие закона об АГС в редакции СПС будет способствовать многократному увеличению "отказников" и "уклонистов" от военной службы. Некоторые эксперты считают, что в этом случае (по самым оптимистичным оценкам) число потенциальных защитников родины может уменьшиться на треть. Если учитывать имеющееся в настоящее время значительное число отсрочек от призыва на военную службу, принятие закона об АГС может существенно усложнить комплектование армии и флота.
Каким будет правительственный вариант закона об АГС, пока не известно. Но, по данным Минобороны РФ, он во многом сходен с проектом, предложенным группой депутатов во главе с Андреем Николаевым. Как считают представители Генштаба, граждане обязаны проходить альтернативную гражданскую службу в основном по экстерриториальному принципу, индивидуально либо в составе групп или формирований. При этом продолжительность ее в 1,5-2 раза может превышать сроки действительной военной службы, то есть составит не менее 36-48 месяцев. Военные специалисты убеждены, что на все вопросы, связанные с АГС, необходимо дать предельно конкретные ответы в Положении об организации и порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утверждаемом правительством РФ. В качестве источников финансирования следует рассматривать как федеральный бюджет, так и средства организаций, в которых граждане проходят эту службу. В проекте федерального закона планируется четко определить права и обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также порядок оплаты их труда, социального страхования, медицинского обеспечения и другие вопросы социальной сферы.
В Комитете по обороне Госдумы РФ не исключают, что правительственный вариант закона об АГС и законопроект Николаева будут объединены. Между тем единства взглядов среди депутатов на основные положения, которые должны обусловливать направление на альтернативную гражданскую службу в России и ее прохождение, как не было, так и нет. Наблюдатели опасаются, что ввиду разнополярности взглядов на проблему АГС в обществе дискуссии в Госдуме по этой проблеме могут вновь затянуться и злосчастный закон, который начал разрабатываться еще восемь лет назад, так и не будет принят, как ранее планировалось, в 2001 году.
Между тем на вчерашней встрече с лидерами депутатских фракций и комитетов Госдумы маршал Игорь Сергеев высказал надежду, что законотворческая деятельность парламентариев в области обороны и безопасности будет продуктивной. Депутаты заверили министра, что так и будет.