КОНЕЧНО, нас с вами, уважаемый читатель, чья жизнь проходит на фоне сообщений о тонущих подводных лодках, горящих телебашнях и периодических террористических актов, потрясти весьма трудно. И все же недавнее решение о покупке московским правительством в Германии огромной партии говядины (100 тыс. тонн), употребление которой может привести к так называемому новому варианту болезни Крейцфельда-Якоба, повергает в шок.
"Английская чума" поражает центральную нервную систему, что выражается в нарушении координации движений, нарастающем слабоумии и в конце концов приводит к смерти человека. Все заявления властей о том, что в Россию будет отправлено мясо только здоровых животных, просто смехотворны. Поставки будут контролироваться "могучим" отрядом находящихся в Германии русских ветеринаров в количестве аж четырех человек. Сейчас, правда, пишут, что число их увеличится, но все равно - как они просто физически смогут проверить такую партию?
Поставляться будут туши молодых бычков в возрасте от 16 до 18 месяцев. По немецким правилам такую говядину обычно не проверяют, так как в этом возрасте выявить возбудителя болезни даже в зараженном животном все равно не удается, потому что разработанные тесты недостаточно чувствительны. Поэтому очень может быть, что перед отправкой в Россию какое-то выборочное тестирование все же будет проведено. И уже сейчас можно отрапортовать, что оно будет оптимистично-отрицательным. Но ведь это абсолютно ни о чем не говорит.
Сложность ситуации в том, что причины болезни находятся лишь в начальной стадии изучения. Принципиальная возможность заражения животного от человека болезнью Крейцфельда-Якоба была доказана еще в 1971 году американским биологом Гайдушеком. Тогда думали, что причиной болезни являются "медленные вирусы", и потратили много времени на их поиск, но тщетно. Агентами-переносчиками оказался совершенно новый класс инфекционных патогенов, представленный особыми белками - прионами. Эти возбудители болезни оказались настолько необычными, что за серию работ по их исследованию американский ученый Прусинер получил Нобелевскую премию в 1997 году. Это был первый случай, когда эту высокую награду присудили за еще не доказанную до конца гипотезу. К сожалению, и сегодня в данной проблеме вопросов гораздо больше, чем ответов.
Установлено, что существуют нормальные и патогенные прионы. В определенных условиях нормальный прион (он найден в мозге и других органах позвоночных) может превращаться в неправильно скрученную патогенную форму.
Удивителен тот факт, что патогенные прионы могут передаваться от одного вида организмов к другому. Каким-то непонятным образом патогенные прионы становятся устойчивыми к действию особых катализаторов клетки - протеаз, в норме разрушающих чужеродные белки, попавшие в организм. Однако самое невероятное заключается в том, что патогенные прионы каким-то образом могут изменять конформацию нормальных прионов, превращая их по своему образу и подобию в патогенные. Процесс это медленный, но лавиноподобный.
Болезнь Крейцфельда-Якоба была известна и раньше, но она не наблюдалась у молодых людей и не грозила превратиться в эпидемию. О новом варианте этой болезни заговорили 15 лет назад. Напомню, что в это время произошла вспышка "коровьего бешенства" в Англии. К настоящему моменту в этой стране жертвами "губчатой энцефалопатии" уже стали 88 человек и, кроме того, было выявлено около 180 тыс. больных животных.
В Германии первый случай "коровьего бешенства" был отмечен в конце ноября прошлого года. Мне довелось работать в Потсдамском университете в это время и наблюдать возникшую панику, а иногда даже и истерию. Поразил, например, тот факт, что 95% материалов местной прессы было посвящено данной теме. В панику, конечно, впадать не следует, но надо реально оценивать сложившуюся ситуацию. Сейчас число выявленных больных животных в Германии выросло до 28, к концу года оно может достигнуть 500. Считают, что причина таких массовых заболеваний коров кроется в кормлении их мясокостной мукой, полученной из больных животных. Лишь в ноябре прошлого года запрет на использование этой муки был введен во Франции и Германии, а с января этого года он был распространен на всю территорию ЕС сроком на 6 месяцев. Возможно, отсутствие до сих пор как коровьего бешенства, так и аналогичной болезни у людей на территории нашей страны связано как раз с тем, что в силу бедности Россия эту муку не приобретала. Очень может быть, что сейчас и это исправят, так как прикупить ее можно очень дешево.
Никакого контроля поставок немецкого мяса не может быть просто потому, что достоверное выявление животных, являющихся носителями болезнетворных прионов, нигде еще не разработано. Ни один из имеющихся сегодня экспресс-тестов не является 100-процентно надежным. Безусловно, драматические события заражения человека от крупного рогатого скота - мощный стимулятор для изучения причин этой болезни. Множество компаний и институтов на Западе работают над этой сложной проблемой, но она еще не решена. О том, что животное было больно, можно судить лишь по тестированию мозга после вскрытия. Выявить патогенный белок трудно еще и потому, что заболевание имеет большой инкубационный период, во время которого выявить заражение невозможно. Поэтому на Западе и уничтожают целые стада, чтобы хоть как-то остановить распространение этой напасти.
Однако, конечно, зачем просто уничтожать, когда можно продать, хотя бы и дешево, этим невежественным и вечно голодным русским? На многострадальном народе поставят еще один чудовищный эксперимент. Желание властей накормить население, конечно, похвально, но зачем же приобретать мясо, употребление которого сопряжено с громадным риском для здоровья? И это при том, что другие страны одна за другой отказываются закупать опасный продукт (не так давно к ним примкнули Австралия и Новая Зеландия, Чешская Республика, Эстония, Латвия и Литва). Правда, на днях радостную готовность взять (в отличие от нас, бесплатно!) большую партию немецкой говядины выразила Северная Корея (которая, как известно, страдает от голода). Так что компания подбирается славная.
Наилучшим решением проблемы было бы аннулирование торгового соглашения о покупке данного мяса, но, к сожалению, зная упертость наших чиновников, на это надежды мало. В этой ситуации необходимо хотя бы объективно информировать всех о чрезвычайной опасности данного приобретения, что я и попыталась сделать.