УЖЕ ДАВНО в народе стали ругательными словами - перестройка и реформы. Тем не менее президент и правительство живут старыми иллюзиями "реформирования". Вот и совсем недавно все восхищались успехами экономического роста 2000 года - президент, правительство, депутаты, общественные деятели, журналисты - все с триумфом, абсолютным большинством одобрили главный финансовый документ государства: Закон "О федеральном бюджете на 2001 год". Но не успели высохнуть чернила с подписи президента, как вдруг появился Закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2001 год" (в связи с недополучением средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета и необходимостью исполнения обязательств по погашению и обслуживанию внешнего долга). Министр финансов А. Кудрин даже отметил, что данный законопроект предусматривает также разблокирование процесса приватизации, а в представленном списке предприятий, предназначенных к приватизации, значатся и предприятия российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергосистема России".
У нас уже есть достаточный опыт проведения подобных мероприятий - большинство из ранее приватизированных государственных объектов эффективности не прибавили. И правительство снова не находит иного решения, как приватизировать объекты энергосистемы и другие, оставшиеся уже единичными стратегические ресурсы страны, причем нет никакой гарантии в эффективном их использовании, как нет и точных экономических расчетов, а тем более ответственности за полученные результаты. Да в конце концов, что это даст гражданам России? Естественно, собственником государственного имущества вновь не станет электрик, швея, учитель, врач, землепашец, то есть тот, кто больше всего имеет прав на это. А так же, как и прежде, станут хозяевами люди иного сорта, которые постоянно замахиваются на заработанные не одним поколением россиян ценности, имеющие стратегическое значение для всего государства и народа. Основная же масса населения опять останется ни с чем, не сможет на что-то серьезное рассчитывать и в будущем.
Что это - новый передел собственности? Что он будет происходить теперь при каждой смене президента, до тех пор пока все окончательно не развалится? Очень грустно, но исторический опыт десятилетнего реформирования экономики России от Е.Гайдара - А.Чубайса до Г.Грефа - А.Чубайса подтверждает именно это.
В этом смысле принятие Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год", через два месяца после принятия Закона "О федеральном бюджете на 2001 год" не случайно, фактически означает секвестр ранее утвержденных расходов бюджета (за счет дополнительных доходов) на 15 миллиардов рублей, и так же, как в 1997 году, принятие Закона "О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год", то есть урезание расходных статей бюджета через два месяца после утверждения Закона "О федеральном бюджете на 1997 год", является беспрецедентным случаем в мировой практике, характерным только для "реформаторских" правительств России периода 1991-2001 годов.
Это очень опасно, и не простительно постоянно наступать на те же грабли. По сути дела, всю деятельность президента В.Путина и его правительства в настоящее время можно охарактеризовать как действия по решению задач оперативного характера - постоянные планерки по латанию дыр, стихийных бедствий, катастроф, прочих неурядиц и просчетов, которых становится с каждым годом все больше и больше, им не видно конца. Тем более нет никакой ответственности за принимаемые решения. Все это сужает видение истинных проблем, стоящих перед государством.
Скатывание на проблемы тактического характера. Нежелание мыслить стратегическими понятиями, решать стратегические задачи - а это с необходимостью задачи политические - очень опасно и может привести к катастрофе в ближайшем будущем. Предвестник этого и есть ситуация, когда президент и правительство все чаще оказываются в кризисном положении.
Это будет происходить до тех пор, пока не станет ясно, какая цель стоит перед обществом, лидерами государства, правительством, к чему они призывают людей, на каких идеях хотят объединить общество. Но для этого нужно, чтобы народ верил в политиков, выстраивающих перспективные цели достижения благосостояния для всего общества на базе политических решений. Сейчас же нет ясности, какие именно идеи претворяются в жизнь, кто именно их предложил, в чем суть, какие этапы, перспективы.
Несмотря на вроде бы радостные результаты 2000 года на фоне 1999 года, вряд ли они могут вселить оптимизм. Потому что радужно все это выглядит по сравнению с десятилетним периодом, не говоря о мировых показателях, здесь все выглядит значительно уже.
Анализ официальных данных Госкомстата Российской Федерации показывает, что экономика России лежит на дне, - за десять последних лет объем инвестиций в основной капитал сократился более чем на две трети и составляет 20 процентов от уровня 1991 года. Износ основных фондов топливно-энергетического комплекса уже достигает почти 80 процентов. Объем промышленного производства составляет 50 процентов по отношению к 1991 году, такое же положение и в сельском хозяйстве, особенно плачевное положение в животноводстве - поголовье скота составляет одну треть от уровня 1991 года и приближается к уровню послевоенных годов - началу пятидесятых. Высокотехнологичные отрасли: производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, бытовой электротехники, компьютеров, современных средств связи и других составляет немногим более 5 процентов от уровня 1991 года. Это говорит о том, что в России не сложилась новая экономика. А ведь именно этот сектор сегодня является самым динамичным в мире. И не сложилась именно в последние 10 лет, которые были потеряны из-за всевозможных реформаторских авантюр. Естественно, давление Запада на эти сектора экономики огромное и будет возрастать, им не нужно лишних конкурентов. Но действительно справедлива поговорка: "Ни один враг не сможет сделать столько вреда, сколько сам себе". Из ряда этого и так называемая структурная перестройка экономики России, которая, к сожалению, идет не в сторону увеличения объема экономики высокотехнологичных отраслей, а совсем в другую сторону. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленной продукции сократился втрое, а доля топливно-энергетического комплекса возросла в полтора раза.
Если сравнивать Россию с другими странами по такому качественному показателю, как производство валового внутреннего продукта на душу населения (по данным за 2000 год), то Россия занимает семидесятое место в мире, пропустив вперед практически все страны бывшего социалистического лагеря и развивающиеся страны Азии и Латинской Америки, переместившись туда из первой тридцатки в 1991 году. Показатель производительности труда в России в 5 раз ниже, чем в США. Если взглянуть на количественные показатели, то следует отметить, что СССР по производству многих видов продукции - в основном сырьевой и продукции первого передела - занимал одно из лидирующих мест в мире. В 1991 году по производству электроэнергии СССР входил в четверку крупнейших производителей и вырабатывал электроэнергии примерно столько же, сколько Япония, однако почти втрое меньше, чем США. СССР был крупнейшим производителем газа, угля, чугуна, стали, цемента. Однако существование пятого технологического уклада было лишь на отдельных предприятиях оборонной промышленности, что привело к качественному отставанию России от развитых стран Запада и Японии. Россия слишком слабо и односторонне включена в систему международной специализации и торговли. Удельный вес ее в мировом экспорте в 2000 году составил 1,7 процента, а в мировом импорте - 1,3 процента, тогда как доля СССР в мировом торговом обороте была значительно больше: внешнеторговый оборот в 1991 году составлял свыше 220 миллиардов долларов, и страна занимала восьмое место по объему импорта и десятое место по размеру экспорта. Кроме того, экспорт России носит ярко выраженный сырьевой характер: доля машин и оборудования, по данным за 2000 год, составила менее 9 процентов. При этом почти половину экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы, то есть те, которые вполне могут быть заменены аналогичными ресурсами из других стран, они не привязаны технологически к производствам в промышленно развитых странах и поэтому заменимы.
Да, экономический облик России весьма специфичен. С такими показателями в XXI век - век новейших технологий - Россию никто пускать не собирается. Поэтому сегодня возникает вопрос - останется ли Россия в XXI веке государством? Актуальностью такой постановки вопроса является сложившаяся новая геополитическая ситуация в мире. В третьем тысячелетии передовые страны мира - США, страны Европы и Япония - стоят на пороге нового научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий XXI века во все сферы жизни. Россия же является отстающей страной, и при проведении действующего курса разрыв будет только увеличиваться.
Таким образом, незаметно для самих граждан России их страна уже оказалась на пороге новой войны совершенно нового типа - технологической, к которой Россия совершенно не готова. В результате чего в этой ситуации условия будут диктоваться прежде всего США, странами Европы и Японией. Роль России здесь иссякает с каждым днем, уходит в прошлое с бывшими успехами СССР, ее уже не берут в серьезный расчет "нового мирового порядка".
Какой же выход для России и ее народа? Если у России появятся истинно государственные деятели - лидеры, которые будут способны принять вызовы времени, заставляющие Кремль проводить политику грамотного геополитического баланса и построения истинно правового государства, выработать эффективную геополитическую стратегию, одновременно восстановив влияние на бывшем геополитическом пространстве СССР и сконцентрировав усилия на разрешении сложнейших экономических проблем, при нормальных взаимоотношениях со странами, и прежде всего - США, странами Европы и Японией, то России, может, удасться пройти в буквальном смысле по лезвию бритвы. И тогда в XXI веке на евразийском пространстве может возродиться новое сильное государство - Россия.