Бюджетные баталии в нижней палате парламента, продолжавшиеся все последнее время, могут иметь для правительства самые неприятные последствия. Когда после провала поправки по отмене сотой статьи Закона о бюджете жесткую позицию обозначил Кремль, часть депутатов "пошла на принцип", поставив вопрос о несоответствии нуждам страны политики правительства в целом. Именно кабинет министров, отставки которого теперь требуют коммунисты и примкнувшая к ним часть думского "болота", может стать главной жертвой вспыхнувшего конфликта.
Политическая судьба Михаила Касьянова пока не внушает больших опасений, но частью кабинета ему рано или поздно придется пожертвовать - тем более что к министрам и вице-премьерам у депутатов имеется множество серьезных претензий. Похоже, что возглавляет список потенциальных отставников министр финансов Алексей Кудрин. Сегодня уже ясно, что его ведомство явно переоценило свои возможности, осенью прошлого года заложив в проект бюджета виртуальные доходы.
Возможно, в правительстве в то время считали, что рост валютных накоплений в России, обусловленный в первую очередь высокими ценами на нефть, заставит МВФ и Парижский клуб вести себя так, как поступают в подобных ситуациях коммерческие банки - в расчете на гарантированный возврат кредитов пойти должнику навстречу, предоставив дополнительные займы и реструктурировав долги. Однако долларовая эйфория сыграла с правительством злую шутку. Началось с того, что минувшею осенью Кудрин отправился на переговоры с миссией МВФ, подобно студенту, решившему сдавать экзамен "на ура": в то время у правительства не было внятной программы сотрудничества с фондом. Переговоры, естественно, провалились. По мере того, как у ЦБ увеличивались накопления, у Парижского клуба крепла решимость отказаться от реструктуризации российского долга и потребовать осуществления согласованного графика платежей. В феврале текущего года Кудрин снова не смог "вытянуть" переговоры с МВФ - от провала их спасло только вмешательство премьера.
В вину Минфину ставят и отсутствие продуманной бюджетной политики. Как и предыдущий, бюджет-2001 верстался, исходя из планируемых затрат, а не из имеющихся возможностей. Неудивительно, что при всем обилии внеплановых поступлений он получился перенапряженным. Хотя по итогам прошлого года и был зафиксирован рост производства, на его долю пришлось менее половины роста ВВП. Около же четверти ВВП, как и прежде, пришлось на долю теневой экономики. Производственный сектор пока не может служить опорой бюджету-2001, а заложенные проектировки основаны на прогнозе о сохранении выгодной конъюнктуры мирового рынка сырья и энергоносителей. Такая ситуация ставит исполнение бюджета в зависимость не столько от усилий правительства, сколько от не контролируемого им стечения внешних обстоятельств. Правительству остается лишь молиться, чтобы цена на нефть не упала ниже 20 долларов за баррель. А исключить такого исхода событий полностью нельзя, поскольку в США, основном потребителе энергоносителей, наметилась рецессия. И хотя страны-экспортеры нефти дружно заявляют о намерении удержать цену на нынешнем уровне, вовсе не факт, что им это удастся.
Непрофессионализм, в котором сейчас обвиняют не только ведомство г-на Кудрина, но и весь кабинет в целом, выражается прежде всего в том, что бюджетная политика лишена четко определенной стратегической направленности. Отсутствует и внятная национальная стратегия реформ в целом - претендующая на эту роль "программа Грефа", что называется, "не пошла" и служит для правительства скорее фиговым листком, чем реальным руководством к действию.
В прошлом году правительство не использовало по крайней мере две из имевшихся возможностей: не использовало дополнительные доходы для расплаты по внешним долгам и не провело реструктуризацию крупных естественных монополий. На это, в частности, обращалось внимание на переговорах с МВФ. Сегодня власть продолжает тратить немалые деньги на "тихую войну" в Чечне и на содержание непомерно разбухшего чиновничьего (в том числе и силового) аппарата. Если бы эти средства были использованы с толком, то, быть может, и не случилось бы энергетического кризиса в Приморье, вновь просигнализировавшего о колоссальном износе основных фондов в коммунальной сфере. Сохраняющийся дефицит финансирования приближает эпоху техногенных катастроф, наступление которой принято связывать с 2003 годом - годом начала пиковых выплат по внешним долгам.
Вообще, дефицит при изобилии - характерный признак плохо управляемой экономики. Бюджет с поправками уже принят, и его придется исполнять. В противном случае неизбежна череда правительственных кризисов, грозящая перейти в общий кризис власти в России. Платить по внешним долгам придется в любом случае, поскольку, случись еще раз демарш, подобный январскому, это будет означать уже не технический, а тотальный дефолт. Резонно, что такая перспектива воспринимается Кремлем как крайне опасная. Во всяком случае, президент уже обозначил намерение в своем ежегодном послании парламенту представить схему бюджета, не зависящего от выплат по внешним долгам. Кто ее будет реализовывать, пока неясно - как неясно и то, кто окажется на месте министра финансов.