В четверг, 8 марта, в суде высокой инстанции Испании начнутся судебные слушания по экстрадиции главы холдинга "Медиа-МОСТ" Владимира Гусинского.
Накануне следователь Балтасар Гарсон, освободивший в декабре прошлого года российского предпринимателя из тюрьмы под залог в 5,5 млн. долл. и отправивший его под "домашний арест" на виллу в Сотогранде, передал в уголовную палату Национальной судебной коллегии все материалы, предоставленные ему российской стороной. Это банковские и финансовые документы с различными договорами и соглашениями, которые "Медиа-МОСТ" заключал в свое время с "Газпромом", Центробанком России, Сбербанком, правительством Москвы и другими организациями. Весь этот "компромат" был назван ранее заместителем генерального прокурора России Василием Колмогоровым "крепкими доказательствами", подтверждающими виновность Гусинского в мошенничестве в крупных размерах. Одновременно Балтасар Гарсон направил в коллегию и письменный отказ самого Гусинского от добровольного возвращения на родину, в котором медиамагнат утверждает, что он является "объектом политического преследования".
В то же время свое заключение по "делу Гусинского" сделал и главный прокурор Национальной судебной коллегии Эдуардо Фуингариньо, заявивший, что имеются все основания выдать предпринимателя российскому правосудию. По его мнению, "это правонарушение не имеет политического характера и в просьбе об экстрадиции нет политической подоплеки". Прокурор пояснил, что присвоение путем мошенничества 40 млрд. песет (220 млн. долл), в чем, собственно, и обвиняется глава холдинга "Медиа-МОСТ", карается законом: в Испании за подобное правонарушение дают восемь лет тюрьмы, а в России - десять. Таким образом, заключил Эдуардо Фуингариньо, у испанской юстиции есть веские причины для экстрадиции Владимира Гусинского. Впрочем, окончательного решения этого вопроса следует ожидать не ранее чем через полтора месяца со дня начала судебных слушаний (адвокаты медиамагната считают, что суд может растянуться и на полгода), а затем должно последовать специальное подтверждение об экстрадиции со стороны испанского правительства.
Несмотря на всю незавидность положения Гусинского, его защита в лице адвокатов и ближайшего бизнес-окружения вовсе не считает это дело окончательно проигранным. Тезис о именно политическом, а не уголовном преследовании бизнесмена еще не раз будет усиленно муссироваться в средствах массовой информации и в России, и за рубежом, а также в политических кругах. Косвенным доказательством этому служат просочившиеся в прессу сведения о том, что заместитель Гусинского Игорь Малашенко любыми путями добивается встречи с советником президента США по безопасности Кондолизой Райз, чтобы проинформировать ее и Джорджа Буша о нападках Кремля на свободу слова в России. Напомним, что представители Госдепа Соединенных Штатов уже не раз выступали с заявлениями в защиту главы холдинга "Медиа-МОСТ" и его детища, пользуясь именно "мостовской" информацией на сей счет.
Правда, вчера у американских защитников свободы слова в России появился шанс выслушать и противоположную точку зрения. Ее изложил на семинаре в Никсоновском центре Вашингтона генеральный директор "Газпром-медиа" Альфред Кох, который особо подчеркнул, что государство не намерено добиваться "национализации НТВ", а "Газпром" готов продать иностранцам часть своего пакета акций телекомпании. Правда, оговорился Кох, это произойдет в том случае, если зарубежные инвесторы прежде договорятся о покупке акций, принадлежащих сейчас Владимиру Гусинскому. По информации газеты "Уоллт-стрит джорнэл", в минувшие выходные представители американского телемагната Теда Тернера и двух других потенциальных инвесторов посетили Гусинского на его вилле в Сотогранде и провели с ним переговоры. Гости, проявляющие интерес к покупке примерно 60% акций НТВ, выразили неудовлетворенность не только тем, что телекомпания может отойти под контроль "Газпрома", но и тем, как ею сейчас руководит Гусинский. Газета отмечает, что, хотя результаты этих переговоров и неизвестны, вряд ли российский бизнесмен согласится на подобную сделку, поскольку она будет означать фактическое прекращение роли Владимира Гусинского как медиамагната. Что, в свою очередь, лишает его последней возможности быть "первым российским политэмигрантом".