"ЕДИНЫЙ государственный экзамен" (ЕГЭ) - эти три страшных слова еще несколько месяцев назад наводили ужас на одиннадцатиклассников и их родителей. Выпускники школ четырех регионов - Чувашии, Мордовии, Якутии и Марий Эл - оказались первоиспытателями реформы образования. Им предстоит на своей шкуре проверить все достоинства и недостатки новой системы проверки знаний - тестирования. Родители, не имея почти никакой информации о предстоящем эксперименте, хватались за головы, переживали за своих отпрысков. Ведь самое главное, что разрушает веру людей в необходимость и своевременность реформы образования, - это информационный вакуум. Ничто не пугает человека так, как неизвестность.
Однако со временем смысл преобразований стал понятен. Теперь родители спокойны - с их чадами ничего страшного не происходит. На практике выходит, что ЕГЭ - это наиболее рациональный во всех отношениях способ оценки знаний учащихся, обладающий большими преимуществами по сравнению со старой системой. Судите сами, благодаря несложным арифметическим действиям получаем: а) от 100 до 12 000 рублей экономии на дорогу для подачи документов в вуз (теперь документы с оценками ЕГЭ нужно будет просто послать по почте в один или несколько вузов и ждать результатов); б) от 500 до 2000 рублей экономии (по самым скромным подсчетам) на проживание во время поступления; в) от 20 000 до бесконечности рублей экономии на вузовских репетиторов и "гарантии поступления".
Впечатляет? И это только финансовая сторона вопроса. А как насчет десятка миллионов нервных клеток, которые теряет выпускник, сдавая по 10-15 экзаменов за два месяца, сильнейших стрессовых ситуаций, возникающих при бесконечной череде выпускных и вступительных экзаменов? Все это настолько подрывает здоровье и психику ребенка, что впору проходить реабилитационный курс, причем не только новоиспеченному студенту, но и его семье.
А как по-вашему, сколько стоит объективность? Казалось бы, что может быть проще: получить ответ, оценить его и поставить отметку. Так вот нет ничего сложнее, чем сделать это объективно. Всем известен гранитный субъективизм учителей. За 10 лет обучения о каждом школьнике сложилось особое мнение, и внезапно возникшее в 11-м классе желание махрового троечника поступать в вуз никого не волнует. Сложившийся стереотип оценки знаний такого ученика сработает против него. Да и вузовских экзаменаторов нельзя назвать безгрешными. Первое впечатление для них зачастую является самым ярким и решающим при выставлении оценки. Вот и получается, что единый экзамен является лучшим решением если не всех, то большинства проблем, связанных с несовершенством нынешней системы оценки знаний.
По словам министра образования Владимира Филиппова, экзамен будет предусматривать три уровня сложности. Самый простой предназначается для слабых учащихся, которые не станут продолжать обучение в вузе. Экзамен второго уровня будут сдавать выпускники, готовящиеся продолжить обучение в вузах, не требующих отличного знания предметов. ЕГЭ на самом высоком уровне должны быть готовы сдать те, кто намерен поступить в элитные вузы.
Кроме того, ЕГЭ не будет сведен только к тесту. Предполагается три подхода: наиболее простой - выбор из нескольких вариантов ответов правильного. Скорее всего это будут задачки на логическое мышление, требующие понимания взаимосвязи всех компонентов условия. Будет вариант и так называемого открытого теста, предусматривающего выбор задания самим учащимся с полным пояснением ответа. Наконец, сохранится письменная работа, преимущественно по гуманитарным предметам. Пока не выработан оптимальный вариант теста, но работа идет полным ходом, изучается опыт США, Великобритании, Китая, Казахстана. Уже разработана процедура проведения ЕГЭ, создается электронная база в 10 тысяч заданий, из которой компьютер с помощью датчика случайных чисел будет выбирать номера заданий и отсылать их в регионы по каналам ФАПСИ.
Одной из самых сложных проблем ЕГЭ является защита информации. Существует реальная опасность, что с того момента, как компьютер в Москве определит номера заданий и отправит по первому адресу, у хакеров будет время взломать систему, найти нужные примеры и решить их. Пока предполагается выслать задания в одно и то же физическое время, невзирая на часовые пояса, в будущем для каждого из них будет формироваться свой набор заданий. В этом году во избежание осложнений (все-таки система еще не обкатана) было принято решение проводить ЕГЭ на бумажных носителях. Но на компьютер все равно придется переходить: это самый быстрый способ передачи информации.
Для получения аттестата о среднем общем образовании и сертификата для поступления в вуз выпускникам необходимо будет сдать 2 обязательных предмета (математику и русский язык) и 3 - по выбору. Выбирать придется те дисциплины, которые требует вуз для поступления на нужную вам специальность, иначе всю процедуру экзамена придется проходить еще раз. А для того чтобы во время экзамена не было нарушений его процедур, Минобразования собирается использовать технологию избирательных кампаний: в каждом регионе, где проходит единый экзамен, будут присутствовать наблюдатели из числа преподавателей вузов, школьных учителей и родителей. В случае нарушений результаты ЕГЭ будут отменены и назначен повторный экзамен, с другими операторами. Важная деталь: оператор экзамена должен быть антипрофессионалом (например, на экзамене по физике - литератор), чтобы не смог подсказать ответ.
Листы с ответами предположительно будут обрабатываться в Москве в течение двух недель, после чего каждый выпускник отошлет свои результаты (отметки по стобалльной шкале сертификата) в один или несколько вузов и будет преспокойно догуливать оставшиеся летние деньки, а их благодаря ЕГЭ останется немало.