До обычного сотрудника межмуниципального суда реформа дойдет только через несколько лет.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
ВОПРЕКИ ожиданиям созданная по инициативе президента рабочая группа по вопросам судебно-правовой реформы под руководством замглавы администрации Дмитрия Козака отказалась от идеи кардинальной перестройки судебной системы. Вместо этого разработчики, а среди них есть и представители судебной системы на уровне заместителей председателей трех судов, и аппаратчики из МВД и Минюста, а также адвокаты, представители прокуратуры и нотариата, сосредоточились на ликвидации пробелов и устаревших элементов, которые можно было бы достаточно быстро "отремонтировать".
Правда, в отличие от чиновников администрации судейские представители сконцентрировались на вопросах материально-технического обеспечения, причем теперь они уже предлагают ограничиться одним массивным инвестиционным вливанием. При этом вопросы правовой реформы фактически ушли на второй план, хотя обычно, как признал один из членов рабочей группы, председатель Совета по совершенствованию правосудия при президенте РФ Владимир Туманов, "суд отвечает не только за свои решения, но и за недостатки законов и правоприменительной системы". Вся деятельность рабочей группы строится в рамках действующей Конституции и с учетом не только нынешнего, но и будущего законодательства. Так, на заседания регулярно приглашают депутата Госдумы Елену Мизулину, которая курирует подготовку нового проекта УПК.
Наиболее острая дискуссия развернулась в рабочей группе по вопросам статуса судей и организации судопроизводства. Например, по предложению о введении предельного срока пребывания в должности для судьи высшего суда до 70 лет, а для судьи низшего суда до 65 лет. Председатель Совета по совершенствованию правосудия и один из членов группы Владимир Туманов считает, что введение этой нормы "реально судебному составу не угрожает". Дело в том, что суды сейчас задыхаются от недостатка кадров "зрелого возраста" (30-40 лет), так что принудительная отправка на заслуженный отдых оставит в судах ничтожное количество вчерашних студентов (25-30 лет), просто не готовых к такому объему работы. Немало шума в судейском сообществе вызвало и предложение ограничить срок пребывания судьи в должности председателя суда.
Весьма активно рабочая группа Козака обсуждала и проблему организации квалификационных коллегий, контролирующих профессиональное и личное поведение судей. Введение этого института в начале 90-х годов было чрезвычайно прогрессивным, поскольку обеспечивало и контроль за третьей властью, и гарантии независимости судей. Однако в последние годы квалификационные коллегии превратились в закрытые корпоративные учреждения (особенно региональные). По мнению экспертов, включение в состав квалификационных коллегий лиц, не имеющих отношения к судебному сословию, позволило бы наилучшим образом их реформировать. Тем не менее вокруг будущего состава коллегий уже разгорелись споры: судьи в принципе не возражают против введения профессиональных юристов, а некоторые - даже против включения прокуроров, но категорически против появления в коллегиях общественных деятелей, депутатов всех уровней и правозащитников.
Частично снять проблему состава коллегий помогло бы и формирование их по новому территориальному принципу - в межрегиональных округах, аналогично административным судам. Пока же рабочая группа Козака разрабатывает юридические меры воздействия на судей в рамках "дисциплинарной ответственности". Причем такая дисциплинарная ответственность ни в коем случае не будет применяться как рычаг давления на рассмотрение дел, а скорее как ряд инструкций, фиксирующих кодекс чести судей. Ведь сегодня за проступки судьи вышестоящие инстанции не могут ему даже выговор объявить.
В рамках заседаний рабочей группы также обозначилось определенное противостояние между представителями судов общей юрисдикции и прокуратуры. Как известно, прокурор по закону обязан присутствовать на уголовном процессе, однако, по некоторым данным, примерно 40% уголовных процессов проходит без участия прокурора (особенно в мелких уголовных делах). В результате судья вынужден брать на себя обвинительные функции и таким образом нарушается конституционная гарантия состязательности процесса. С другой стороны, суды общей юрисдикции чрезвычайно недовольны активным вмешательством прокуроров в гражданские дела, где их присутствие не является обязательным. Вмешательство прокурора в обычный спор, скажем, разводящихся супругов, в интересах одной из сторон, по мнению судей, осложняет ход процесса и нарушает принцип состязательности. Да и при повторном рассмотрении дела в высшей судебной инстанции обычный гражданин очень редко имеет возможность изложить свою позицию - в отличие от прокурора. Критикой представителей судебных инстанций прокуроры, участвующие в рабочей группе, были очень недовольны.
Обсуждали члены рабочей группы и закон "Об адвокатуре". Один из проектов, определяющий статус адвоката и гарантии обеспечения юридической помощи населению, был представлен Министерством юстиции. Также не был обойден вниманием закон "О нотариате". Передача нотариусам права выносить протест на ряд документов, а также удостоверять некоторые из них, позволили бы значительно разгрузить суды и упростить процесс судопроизводства.
При планировании судебной реформы стало ясно, что лишь отчасти будет реорганизована система конституционной юстиции. Уставные (конституционные) суды остаются в ведении субъектов Федерации, и на этом основании рабочая группа решила не обсуждать проблему эффективности их действий. Зато в закон о Конституционном суде РФ готовятся поправки, согласно которым несколько норм будут изменены. В частности, будет ужесточена система контроля за выполнением решений КС на региональном уровне, причем возложат ее скорее всего на Министерство юстиции. Рабочая группа Козака готовит "черновую", рабочую концепцию к 16 апреля. После представления президенту и правительству документ скорее всего вернут на доработку.