0
1005
Газета Политика Интернет-версия

01.03.2001 00:00:00

Татарстан не собирается отказываться от суверенитета, но предлагает этого не пугаться

Тэги: татарстан, шаймиев, суверенитет


татарстан, шаймиев, суверенитет Минтимер Шаймиев настаивает на том, что реформа федеративного устройства невозможна без учета интересов субъектов РФ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ВЧЕРА президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев выступил с ежегодным докладом Госсовету республики "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2001 году".

В первой, основополагающей части доклада президент сформулировал главные принципы политики Татарстана в отношениях с федеральным Центром, точку зрения республиканского руководства на сегодняшнее положение и пути развития федеративного устройства России, на проводимые Кремлем реформы государственного устройства страны. Краеугольным камнем политики Минтимера Шаймиева остается позиция, сформулированная им так: "Татарстан не претендует на полномочия федерального Центра, но и не собирается отказываться от собственных прав".

Сам принцип федеративного устройства России Минтимер Шаймиев называет бесспорным достижением новой России и советует не считать возникающие между Центром и субъектами коллизии непременным порождением федеративного устройства как такового. Дело прежде всего в том, считает президент Татарстана, что это федеративное устройство еще далеко от совершенства. И предлагает конкретные шаги по такому совершенствованию.

Вертикаль власти как основа управляемости государства и всех его составляющих не вызывает и не может вызвать возражений у такого политика, как Минтимер Шаймиев, - он не из тех, кто может согласиться, хотя бы на короткий миг, выпустить руль из своих рук. Но, как политик дипломатичный и менее всего склонный лезть на рожон, он, естественно, признает такое же право - крепко держать руль - и за президентом Российской Федерации. Однако по поводу конструкции этой самой вертикали Минтимер Шаймиев имеет свое мнение: "Вполне понятно стремление нового президента РФ... Весь вопрос заключается в том, как понимать эту вертикаль".

Вариантов не так уж много. Один прекрасно знаком нам с советских времен: в Центре принимают решение, на местах беспрекословно его исполняют. Система по-своему весьма эффективна, но эффективность ее весьма ограниченна. Разумеется, Шаймиев, в свое время немало поработавший в этой системе и прекрасно ее помнящий, сегодня принять ее не может - по разным причинам. Во-первых, такая система и нынешний статус Республики Татарстан и ее президента просто несовместимы. Во-вторых, и это гораздо существеннее, потому, что касается не только Татарстана, есть более эффективные и перспективные системы.

"Вертикаль власти в цивилизованных странах, - говорит о таких системах Шаймиев, - это структура органов управления, выстроенная в соответствии с четким разграничением полномочий. На каждом уровне - федеральном, уровне субъектов и муниципальном - власти должны строго следовать законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга". Разграничение полномочий - именно тот принцип, на котором строятся отношения между Казанью и федеральным Центром. Существует даже идея включения текста договора о разграничении полномочий с федеральным Центром в Конституцию республики - то есть придать этому договору статус основного закона Татарстана. Очень существенно и то, что такие отношения с федеральным Центром стремятся выстроить, а кое-где уже и выстроили, и другие субъекты Федерации - причем не только национальные республики. Так что принцип разграничения полномочий приобретает сегодня значение общефедеральное.

Поэтому стоит очень серьезно отнестись к опасениям, высказанным Минтимером Шаймиевым по поводу законодательной практики, сложившейся в отношении предметов совместного ведения, закрепленных в Конституции РФ: "К сожалению, по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, которые регламентируют все и вся, не оставляя места для инициативы регионов. Фактически происходит нарушение Конституции РФ. Чтобы это остановить, следует ввести четкую процедуру принятия законов, которые должны вступать в силу с одобрения более половины субъектов Федерации. При этом сам закон не должен носить характера прямого действия, а определять лишь общие принципы деятельности в этой сфере. Тогда его естественным дополнением становится региональный закон, учитывающий местную специфику".

Региональные законы в последнее десятилетие зачастую оказывались серьезнейшим камнем преткновения на пути к разумным, партнерским (с учетом властной иерархии) отношениям регионов с Кремлем. Сегодня уже ни один разумный политик не станет возражать против необходимости приведения местного законодательства в соответствие с федеральным. Не возражает и Шаймиев. Но и здесь продолжает отстаивать свой подход к проблеме, свою долю самостоятельности. Процесс "приведения в соответствие" Татарстан предложил сделать двусторонним. "Во-первых, далеко не все законы России являются образцовыми, - объясняет эту позицию Шаймиев, - в регионах зачастую принимают законы лучшего качества, поскольку они идут от жизни. Во-вторых, есть проблема вторжения федерального законодательства и федеральных органов власти в компетенцию субъектов".

По предложению руководства Татарстана была создана согласительная комиссия, которая помогает постепенно снимать противоречия между законами республики и Федерации. Но, как признает Минтимер Шаймиев, "сложнее обстоит дело с Конституцией Татарстана. Мы не только приняли ее раньше российской, но перед этим провели референдум, результаты которого во многом и после решения Конституционного суда РФ являются для нас основополагающими. За этот период действительно ряд статей в Конституции РТ устарел, и требуется внести в них изменения и коррективы. Но в целом Конституция республики и договор являются основополагающими документами в отношениях с федеральным Центром".

Упоминание о "ряде статей", которым нужны изменения и коррективы, может в перспективе оказаться для татарстанских политиков очень удобным путем к достойному - не теряя лица - отступлению. Эта формулировка вполне допускает, что корректировать можно очень многое, и весьма радикально: мало ли что в местном законодательстве могло "устареть" с тех пор, как Владимир Путин начал свою реформу системы власти. Однако в самых фундаментальных вещах Шаймиев стоит на своем: "Суверенитет Татарстана был и остается базовым понятием, исходя из которого вырабатываются внутренняя политика, отношения с федеральным Центром и внешние связи республики".

Одним из недавних шагов, принятых в Татарстане в русле развития суверенитета республики, стало решение о принятии латинского алфавита для татарского языка - одного из двух государственных языков республики. "Восстановление латинской графики не преследует никаких политических целей, - заявил Минтимер Шаймиев, - и никакого отторжения кириллицы не происходит". Президент подчеркнул, что "совершенствование алфавита находится полностью в нашей компетенции", сославшись на ст. 68 Конституции РФ, которая закрепляет за республиками право устанавливать свои государственные языки и гарантирует право народа на сохранение и развитие родного языка.

Идея суверенитета отдельно взятого субъекта Федерации продолжает настораживать многих, причем не только политиков. Это в общем-то вполне понятно, так как в непредсказуемой нашей стране никто не знает, где та граница и тот предел, за которыми даже самая замечательная идея превращается в свою противоположность. Президент Татарстана предлагает не пугаться слова "суверенитет", поскольку "основа суверенитета Татарстана - межэтническое, межконфессиональное, гражданское согласие, которое строится на свободном развитии языков и культур народа Татарстана, диалоге религий, взаимопонимании различных ветвей власти, сотрудничестве государственных органов и СМИ".

Опыт политиков Татарстана в последний год - опыт по-восточному мягкой неуступчивости, дипломатичного, но твердого отстаивания своей проверенной опытом позиции можно, пожалуй, считать сегодня одной из примечательных составляющих российской политической жизни. Этот опыт показывает, что даже самые жесткие инициативы Центра могут найти, что называется, "асимметричный", но вполне эффективный ответ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1243
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
788
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
553
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
788

Другие новости