Загруженный работой цех КнААПО - нетипичная картина для российского авиапрома.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
В БЛИЖАЙШЕЕ время президентом Путиным может быть подписан указ о масштабной реструктуризации авиационной составляющей оборонно-промышленного комплекса России. Проекты этого документа и соответствующего постановления правительства уже подготовлены и завизированы в ряде органов исполнительной власти, среди которых Минимущество, Росавиакосмос, Минпромнауки.
Это рядовое на первый взгляд событие на самом деле открывает новый этап масштабного передела собственности в авиапроме и коренного изменения системы управления всего оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Симптомом этого является тот факт, что, по информации Агентства военных новостей, одно из ключевых положений проекта предусматривает акционирование Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) - крупнейшего как по размерам, так и по объемам производства отечественного авиазавода. Основной потребитель его продукции - Китай, который в прошлом году закупил в России оружия на 1,8 млрд. долл. Построенные в Хабаровском крае Су-27СК и Су-30МКК принесли львиную долю этой суммы.
С другой стороны, именно ситуация вокруг КнААПО представляет собой наиболее яркий пример противоречий, осложняющих реструктуризацию ОПК. Формально предприятие входит в состав АВПК "Сухой" - крупного холдинга, созданного по указу президента Ельцина в августе 1996 г. Первоначально планировалось сделать завод дочерним предприятием АВПК, затем в соответствии с постановлением правительства # 1650 от 27 декабря 1997 г. он должен был стать акционерным предприятием, контрольный пакет которого передавался в холдинг.
Однако до сих пор ни тот, ни другой вариант не был реализован. Фактически КнААПО и другие серийные заводы суховской кооперации оставались самостоятельными предприятиями. Например, именно они, а не АВПК, являются исполнителями крупнейших контрактов на поставкуистребителей семейства Су-27 в Индию и Китай. Подписание президентом указа о реструктуризации радикально изменит это положение. Создание АВПК "Сухой", в котором КнААПО играет системообразующую роль, завершится. По мнению некоторых экспертов, за этим может последовать продажа части принадлежащих государству акций холдинга частным инвесторам с целью пополнения бюджета. По этой же модели будет реформироваться оборонка и других регионов, руководители большинства из которых куда менее влиятельны, чем хабаровский губернатор Виктор Ишаев.
Основным барьером на пути перераспределения собственности стало сопротивление регионов, которые опасаются перевода финансовых потоков в Москву. Нельзя не признать, что для такой позиции есть основания. Как показала практика, в столице бесследно могут потеряться огромные деньги (вспомним разворованный кредит в 200 млн. долл. на производство "МиГов" для Индии). В регионах потеря куда меньших сумм оборачивается трагедиями. Отметим, что в отдельные годы вклад КнААПО в доходную часть бюджета Хабаровского края доходил до 40%. Именно поэтому Виктор Ишаев уже несколько лет отстаивает самостоятельность завода.
Компромиссный вариант реформ выработать не удалось. Максимум, что обещала регионам Москва, - сохранить при акционировании блокирующий пакет в руках регионов. Однако Ишаев на это не согласился.
С точки зрения столичных властей, конфронтация с влиятельнейшим региональным политиком в 1997-2000 гг. была слишком большой платой за переподчинение КнААПО. Однако после прошлогодних путинских реформ это положение начало меняться. В столице появилось намного больше сторонников в борьбе за контроль над финансовыми потоками ломать губернаторов "через колено".
Ишаев сделал ответный ход. По информации "НГ", он, используя свое положение члена президиума Госовета, добился от Путина публичного обещания не проводить приватизацию КнААПО. Однако московские чиновники решили по-своему, в результате чего на столе у президента появились упомянутые проекты документов по акционированию.
Логику лоббистов можно понять. Готовящаяся реформа системы управления оборонкой (ликвидация отраслевых агентств, изменение роли Минпромнауки), судя по всему, станет окончательной. Положение практически всех предприятий и их реальная стоимость определились. Если сейчас не попасть к "шапочному разбору" (распределению теплых мест в создаваемых холдингах), можно навсегда остаться в стороне.
На нынешнем этапе верх одерживает группировка, которую аналитики связывают со старой кремлевской командой. В случае подписания президентом указа об акционировании она скорее всего постарается провести на пост главы АВПК "Сухой" своего человека, оттеснив на второй план нынешнего главу холдинга Михаила Погосяна. Он занял этот пост в 1998 г., имея за собой блестящую карьеру конструктора в "ОКБ Сухого", однако, по мнению осведомленных экспертов, не смог приобрести вес во властных коридорах.
Сложившаяся ситуация демонстрирует, что в процессе конвертации власти в собственность наступает "последний и решительный бой". Суховская кооперация представляет собой почти единственную реальную ценность в нынешнем авиапроме. После ее реформы все остальные преобразования будут делом второстепенным и малоинтересным.
В Белом доме, Минпромнауки, Росавиакосмосе последние недели идет лихорадочное рисование будущей структуры авиационной отрасли. Естественно, что каждый планирует реформы "под себя". Видимо, поэтому на вышеупомянутых проектах пока нет визы вице-премьера Клебанова, который заявлял, что "мечтает" объединить сухих, микояновцев и яковлевцев. Похожую позицию занимает и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, недаром от имени этого ведомства проекты реструктуризации утвердил его первый заместитель Юрий Бардин. Борются за участие в перераспределении суховской собственности и мощные финансово-промышленные группировки. Не исключено, что им удастся блокировать принятие решения об акционировании КнААПО и продолжить поиск компромисса. Без него разрушительная административно-финансовая война будет продолжаться, что, в свою очередь, может повлечь за собой крайне негативные последствия и для обороноспособности страны, и для военного экспорта.