Снятый с должности главы Минэнерго за энергетический кризис в Приморье Александр Гаврин теперь будет заседать в верхней палате парламента.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
НЕСМОТРЯ на то что политические образования отметают всяческие домыслы относительно политического влияния на членов Совета Федерации с целью отстаивания собственных интересов в верхней палате или лоббирования определенных законопроектов, не секрет, что это не совсем так. Отрицание всяческого воздействия можно воспринимать лишь как соблюдение минимальных приличий - как-никак российский сенат изначально задумывался прежде всего как представительство регионов. Однако по мере замены старого состава новым все ярче выявляются сугубо политические предпочтения членов СФ, которые гораздо ближе начинают контактировать с федеральными политическими силами. Вчера наметилась и еще одна тенденция - представителем в Совфед от Тюменской областной Думы стал бывший глава Минэнерго Александр Гаврин, который пополнит собой ряды сенаторов "от бизнеса", в коих уже значится "делегат" от Чукотского автономного округа Александр Назаров, а заодно и трудоустроится после скандальной отставки из-за энергетического кризиса.
Конечно, для того чтобы получить возможность влиять на состав верхней палаты, необходимо быть поистине сильной партией именно в регионах, коих, надо признать, на сегодняшний день только две - КПРФ и "Единство". Лишь они имеют достаточно ресурсов, чтобы поддержать своего ставленника на выборах в субъектах и повлиять на решения местных законодательных собраний. Впрочем, у Компартии и до вступления в силу нового закона о формировании СФ недостатка в "своих" людях в верхней палате парламента не было - целых двадцать один из восьмидесяти девяти. Однако сейчас в борьбу включилось "Единство", которое ни в коем случае не хочет отдавать Совет Федерации на откуп "красным сенаторам". И самая серьезная борьба, как ожидается, будет разворачиваться за места глав комитетов СФ, а также за наибольшую численность "своих людей" в наиболее приоритетных из них. Оно и понятно - лоббирование "нужных" законопроектов легче всего осуществлять, к примеру, непосредственно давая положительные или отрицательные заключения на представленный законопроект. Как показывает практика, решение всего корпуса сенаторов в значительной мере зависит от этого заключения.
Однако вряд ли можно ожидать того, что "комитетные" предпочтения новых, гораздо более "политизированных" сенаторов будут в точности повторять предпочтения их коллег из Государственной Думы - специфика "парламента регионов" все же будет давать о себе знать. Да и говорить о ярко выраженных предпочтениях на втором этапе ротации пока не совсем корректно. К примеру, та же КПРФ (и ее "красные" аналоги) превалирует в следующих думских комитетах: по труду и социальной политике, по аграрной политике, комитете по промышленности, делам Севера, по делам общественных объединений и религиозных организаций. А также по экономической, информационной политике, госстроительству и по делам культуры. Во всех вышеперечисленных комитетах коммунисты и другие депутаты левого спектра занимают либо посты руководителей, зампредов, либо имеют довольно внушительную численность своих депутатов. Что касается фракции "Единство", то здесь ситуация такова. "Заединщики" играют весомую роль в комитетах по энергетике, транспорту и связи, по бюджету и налогам, по регламенту, по экономической политике, по собственности, международным делам, экологии, а также по делам Федерации и региональной политике.
Между тем анализ предпочтений комитетов, близких к обеим политическим структурам сенаторов, несколько отличается от думского расклада. В отличие от ситуации с "левыми" депутатами ситуация с "левыми" членами СФ и теми, кого с полным правом можно отнести к этой категории (кандидатура либо представлена "красным" главой региона, либо местным парламентом, где превалирует КПРФ), на сегодняшний день обстоит так. Особое предпочтение эта категория "новых" сенаторов отдает комитетам по международным делам, обороне, бюджету и аграрной политике. Так, в комитет по международным делам "записались" и представитель Ивановской областной Думы Валентин Бакулин, и делегат от Тульского парламента Олег Татаринов. В комитет по обороне - представитель от администрации Камчатки Валерий Быков и от Калининградской областной Думы (где действует сильная региональная организация) Николай Тулаев. Комитет по бюджету и налогам - представитель губернатора Костромской области Иван Стариков и Сергей Агапцов - делегат от "красного" Николая Максюты - главы Волгоградской области. Экономическую направленность выбрал и Владимир Гусев от Ивановской области, вошедший в состав комитета по вопросам экономической политики. Поработать в комитете по аграрной политике решили Михаил Одинцов от Рязанской области и бывший краснодарский губернатор Николай Кондратенко. По одному человеку из новых сенаторов в комитетах по регламенту, делам Содружества независимых государств, социальной политике, науке и культуре.
Члены СФ, которые могут быть расценены как близкие к партии "Единство" вошли в состав комитетов по делам Федерации, делам Севера и бюджету. Рамазан Абдулатипов (Саратовская область) и Сергей Попов (Усть-Ордынский Бурятский АО) включены в комитет по делам Федерации, Александр Назаров (Чукотский АО) и Ефим Керпельман (Ямало-Ненецкий АО) - по делам Севера. А Валерий Кадохов (Северная Осетия) и Александр Торшин (Марий Эл) включены в комитет по бюджету. По одному человеку вошло в комитеты по международным делам, социальной политике, обороне, науке и культуре и делам СНГ.
Таким образом, можно сделать вывод - приоритеты у обеих политических сил, конечно же, есть. Однако объяснять выбор сенаторов лишь выполнением задания именно партийного руководства было бы ошибкой - региональный интерес, а также компетенция, собственно, самого члена СФ нового состава пока являются главными причинами, которыми они руководствуются. Главное противостояние начнется гораздо позже - при выборе кандидатур на пост глав приоритетных комитетов.