НАСТОЯЩИЙ переполох вызвало вчера в Токио сообщение агентства "Киодо Цусин" о том, что президент России Владимир Путин назвал присоединение Курильских островов к СССР ошибкой. Как передало "Киодо Цусин" в четверг поздно вечером со ссылкой на неназванный источник в правительстве Японии, Путин якобы сказал об этом в телефонном разговоре с премьер-министром Японии Иосиро Мори 13 февраля.
Почти сразу после появления этой новости она была опровергнута японской же стороной, причем на самом высоком уровне: глава правительства Японии Иосиро Мори лично заявил, что "не слышал таких слов от президента России". Опровержения последовали также от министра иностранных дел и генерального секретаря кабинета министров Японии.
Столь дружная негативная реакция официального Токио на сообщение "Киодо Цусин", безусловно, была воспринята в Москве весьма положительно. Ведь через месяц, 25 марта, Путин и Мори должны встретиться в Иркутске. И, собственно, разговор во время их телефонного контакта полуторанедельной давности шел как раз о согласовании даты саммита. Причем, согласно сообщению МИД Японии, лидеры больше никаких тем не обсуждали. Потому трудно представить, что ни с того ни с сего российский президент начал бы каяться за решение, принятое руководством СССР в 1945 году.
Примечателен еще один пассаж, содержащийся в сообщении "Киодо Цусин", который, впрочем, никто опровергать не стал. А именно: Путин якобы признался Мори, что у него будто бы есть серьезные разногласия с российским МИДом, который не разделяет его взгляды на японское направление внешней политики Москвы.
Как представляется, появление подобной информации со ссылкой на правительственный источник за месяц до российско-японского саммита имеет целью лишь проверку возможной реакции Москвы на какие-либо инициативы Токио. Не исключено, что определенные силы в Японии (а та часть политиков, которые влияют на отношения с Москвой отнюдь не однородна) хотели бы, чтобы Мори, например, действительно предложил бы Путину для начала признать ошибкой присоединение Южных Курил к СССР после Второй мировой войны. Косвенным подтверждением такого предположения является и еще одна фраза, данная как разъяснение в тексте сообщения от имени самого агентства, в которой утверждается, что Россия предлагала Японии компромисс: вместо четырех островов ЮжноКурильской гряды передать два, но получила отказ. О целях этого вводящего в заблуждение пассажа можно только догадываться. Вряд ли уважаемое агентство могло бы опубликовать непроверенные факты по недосмотру (хотя полностью такого исключать нельзя). А потому может возникнуть предположение о преднамеренности некорректной подачи информации с целью показать, что русские в принципе готовы расстаться с частью своей территории - дело только в размере.