0
716
Газета Политика Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Без помощи Кремля правительство с Думой справиться не смогло

Тэги: дума, правительство


дума, правительство Бывший вице-премьер Геннадий Кулик не захотел войти в положение нынешнего вице-премьера Алексея Кудрина.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ВЧЕРАШНЕЕ заседание Государственной Думы еще раз определенно показало, что правительству без поддержки кремлевской администрации весьма трудно работать с думскими фракциями и добиваться от них согласия с различными его инициативами.

Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин смог в этом убедиться воочию, когда его нежелание уступать депутатам чуть было не привело к провалу законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет на 2001 год, необходимых для того, чтобы Россия смогла выплатить более шести миллиардов долларов кредиторам Парижского клуба. Господин Кудрин попал в регламентную ловушку, устроенную ему фракцией ОВР, один из лидеров которой - Геннадий Кулик - являлся автором компромиссного законопроекта, поддержанного кабинетом министров.

События вчера развивались так: прозвучали доклады самого Алексея Кудрина, Геннадия Кулика и содоклады председателей думских комитетов по экономической политике Сергея Глазьева и по бюджету и налогам - Александра Жукова. Министр финансов рассказал депутатам, почему потребовалось менять бюджет-2001 всего лишь через пару месяцев после его утверждения парламентом. Главная мысль доклада вице-премьера состояла в том, что правительство в этом не виновато, вся вина лежит на слишком благоприятной для России внешней конъюнктуре.

Алексей Кудрин напомнил, что правительственная идея концентрации допдоходов была не слишком приветливо встречена на Охотном Ряду, а потому кабинет министров и согласился с депутатским вариантом, получившим некоторые исправления, а потому получившим название "компромиссного". О содержании последнего поведал коллегам Геннадий Кулик, объяснивший, что в отличие от правительства, предлагавшего все допдоходы пустить на погашение и обслуживание внешнего долга, а все остальные предусмотренные законом о бюджете-2001 расходы финансировать по остаточному принципу, депутаты нашли возможность проводить различные расходы фактически параллельно. Надо отметить, что один из основных споров шел вокруг статьи 100 закона о бюджете на 2001 год, запрещавшей приватизацию объектов, общая балансовая стоимость которых превышала 50 млн. минимальных зарплат, до тех пор, пока правительство не внесло в нижнюю палату программу приватизации. Фракция ОВР, в рядах которой состоит и Геннадий Кулик, решила, что если кабинет министров будет настаивать на исключении такой бюджетной статьи, то она поддерживать "компромиссный" законопроект не станет. Эта угроза, очевидно, не испугала Михаила Касьянова, поскольку поправить бюджет можно было и без голосов ОВР. Кроме того, команда премьера подготовила для Думы некий компромисс и по статье 100. По некоторым сведениям, его суть заключалась в следующем - так нужную для депутатов статью не надо было отменять, ее надо было просто дополнить списком из трех предприятий, для которых законодатель должен был сделать исключение и разрешить их приватизацию несмотря на то, что их балансовая стоимость больше 50 млн. МРОТ.

Депутаты получили вчера документ о том, что в 2001 году 15 миллиардов рублей дополнительно будут получены от продажи 79,73% акций ОАО "Угольная компания "Кузбассуголь", 15,72% акций ОАО "Челябэнерго" и 23,79% акций ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат". Правительство надеялось, что такая информация успокоит все волнения на Охотном Ряду, но просчиталось, потому что само дало в руки думских противников приватизации без какого-либо законодательно утвержденного на то плана хороший козырь. На Краснопресненской набережной не учли один весьма интересный ход, который вчера и предприняли сторонники Евгения Примакова.

Автор "компромиссного" законопроекта Геннадий Кулик, сославшись на то, что из представленных кабинетом сведений вытекает начало приватизации предприятий энергетической отрасли ("Челябэнерго"), что никак невозможно одобрить без предварительного обсуждения, сообщил, что он удаляет из своего проекта пункт, предусматривающий снятие ограничения на приватизацию крупных объектов. Правительство стало сопротивляться, упирая на то, что на такой вариант оно положительного заключения не давало, и потребовало голосования в трех чтениях по согласованному тексту. Этого, однако, не произошло, после чего и был объявлен перерыв для дополнительных консультаций.

Через полтора часа председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков сообщил об их итогах. Сначала консультации велись лидерами думских фракций и представителями правительства. Они решили, что комитет по бюджету должен обсудить тот вариант поправок в бюджет, который предусматривал сохранение в нем статьи 100. Комитет обсудил и не поддержал данный законопроект, на который Алексей Кудрин тут же озвучил отрицательный отзыв. Однако немедленного рейтингового голосования по обоим текстам не случилось - левые фракции потребовали, чтобы все вновь появившиеся документы были обязательно розданы депутатам в письменном виде. В противном случае они пригрозили обращением в Конституционный суд, который, по их мнению, обязательно установил бы нарушение норм думского регламента и отменил бы из-за этого любой принятый вариант закона о внесении изменений и дополнений к бюджету-2001.

Стоит отметить, что представители администрации президента действительно не принимали никакого участия - ни публичного, ни кулуарного - в обсуждении столь ответственных решений, как бы давая понять: правительство заварило кашу с Парижским клубом, ему ее и расхлебывать. Видимо, попутно в Кремле задались целью выяснить, сможет ли кабинет министров выполнить поручение Путина, отданное на откуп Алексею Кудрину, без посторонней помощи. Это, кстати, заметили и многие депутаты, а потому по их многочисленным просьбам слово было все-таки предоставлено представителю главы государства на Охотном Ряду Александру Котенкову. Он немного поправил коммунистов, объяснив им, что никакой Конституционный суд не станет рассматривать подробности внутрипалатных процедур, однако все же не высказался прямо ни за один законопроект, ни за второй, хотя и отметил, что эта его позиция, может быть, пойдет вразрез с мнением кабинета министров. Выступление г-на Котенкова, прямо не поддержавшего правительство Касьянова, не закрыло прений вокруг особенностей думского регламента, которые продолжались не менее двух часов.

Перелом наступил после того, как оба проекта закона - и исключающий статью 100 из текста бюджета-2001, и оставляющий ее в этом бюджете - были включены в повестку дня, проведение полномасштабных дебатов было отменено, и Дума все-таки начала готовиться к рейтинговому голосованию. Фракция КПРФ и Агропромышленная группа объявили о том, что они выступают против оказываемого на них давления, отказываются участвовать "в хорошо срежиссированной клоунаде", а потому покидают зал заседания. Коммунисты ушли гулять по кулуарам, но в правительственной ложе все-таки появился заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков. После этого по предложению лидера фракции "Единство" Бориса Грызлова был устроен рейтинг, по результату которого ни один из законопроектов необходимого большинства в 226 голосов не получил, но больше депутатов (195) все же выступили за вариант, поддерживаемый правительством. 106 депутатов выступили за сохранение статьи 100 в бюджете-2001, то есть голосовали за альтернативный текст.

После рейтинга получивший большее количество голосов документ был выставлен на одобрение в первом чтении, но провалился, собрав только 210 сторонников. После чего Алексей Кудрин сдался и от имени правительства согласился, что статья 100, ограничивающая права кабинета в приватизационной политике, для него не имеет принципиального значения. Тем самым патовая ситуация была урегулирована, и законопроект, изменяющий бюджет-2001 для того, чтобы в ближайшее время Россия могла заплатить Парижскому клубу более 6 миллиардов долларов, был принят сначала в первом чтении, а потом и в целом. За него в последнем случае проголосовали 295 депутатов и только пять были против.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3214
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1784
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4542
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5917

Другие новости