ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ предложения по изменению бюджета на 2001 г., основным смыслом которых было выделение 182 млрд. руб. для погашения и обслуживания долга России Парижскому клубу кредиторов, судя по всему, рассматриваться Госдумой не будут. Скорее всего 22 февраля кабинет отзовет свой законопроект и выскажется в поддержку согласованного с думским бюджетным комитетом варианта. Это согласование произошло вчера, и оно показало, что обе спорящих стороны с самого начала прекрасно понимали: чистой победы не добиться ни одной из них, а стало быть, в поиске компромисса есть смысл.
Для его успешного нахождения существовала вполне надежная основа - всеобщее согласие с тем, что отказаться от своих долговых обязательств наша страна не сможет, если, конечно, она не собирается поднимать по периметру своих границ новый "железный занавес". Но поскольку отказ от выплаты долга никем всерьез не обсуждался, перед депутатами и правительством стояла всего одна задача - найти способ, который, с одной стороны, позволил бы выделить значительные свободные ресурсы для финансирования долговых проблем, а с другой - дал бы Думе гарантии на то, что обещанные ей 35 млрд. руб. из допдоходов не останутся чисто виртуальными деньгами и все-таки будут выделены хотя бы в середине текущего года.
Как и положено, движение к компромиссу началось с выставления взаимно неприемлемых условий. Правительство, как известно, предложило тратить допдоходы по такой схеме: сначала все долговые нужды, затем индексация зарплаты бюджетникам и военнослужащим и только потом - удовлетворение депутатских запросов. Группа депутатов от имени пяти фракций выступила с другой инициативой - основные показатели бюджета-2001 увеличиваются на 41 млрд. рубл., то есть на ту сумму, которая необходима для выплаты процентов по долгам, а дополнительные средства в объеме 124 млрд. делятся пополам. Одна половина тратится кабинетом на погашение внешнего долга и замещение неполученных в этом году внешних займов. Из второй же части 27 млрд. предназначаются для индексации зарплат, а 35 идут на те отрасли народного хозяйства, которые были определены депутатами при обсуждении бюджета нынешнего года.
На вчерашнем заседании думского бюджетного комитета стороны обменивались разнообразными аргументами, пытаясь разгромить противника и доказать собственную правоту. Однако очень скоро стало понятно, что правительственные идеи фактически никем не поддерживаются. И тогда вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что депутатский вариант мог бы быть поддержан кабинетом, но при выполнении ряда условий. После очередного раунда дискуссии стало ясно, что Кудрин требует, чтобы основные показатели бюджета-2001 все-таки не изменялись, а вышеупомянутая сумма в 41 млрд. руб. была зафиксирована в той бюджетной статье, которая утверждает механизм распределения дополнительных доходов. Депутаты подумали и с таким требованием согласились.
Таким образом, правительство получило в свои руки законный механизм перераспределения бюджетных средств, а депутаты добились того, что расписанные ими 35 млрд. руб. все же получили статус более или менее реальных денег. Кроме того, Алексей Кудрин, пойдя на предварительное согласие с депутатскими идеями, фактически признал, что дополнительных доходов в 2001 г. будет никак не меньше 165 млрд. руб. Напомним, что раньше правительство признавало только 108 млрд.