Проблема обеспечения национальной безопасности России остается краеугольным камнем, формирующим основную направленность нашей политики на глобальном и региональном уровнях. Сегодня можно с уверенностью сказать, что концепция внешнеполитического прагматизма предоставляет наилучший механизм защиты государственных интересов России в политической и экономической сферах. Более того, такой подход делает Россию предсказуемым государством, а значит, и надежным партнером, который ясно осознает собственные интересы и в политике придерживается принципа взаимоуважения.
Последнее обстоятельство, заметим, является прочным фундаментом для эффективного развития партнерских отношений, равно как и активизации интеграционных процессов в регионах, имеющих традиционное стратегическое значение для российского государства. К таковым прежде всего следует отнести Содружество Независимых Государств, которое сегодня оказалось перед необходимостью трансформации в действенный механизм двустороннего, регионального и комплексного взаимодействия. Все эти три направления имеют особую значимость для России и должны быть эффективно задействованы. Как уже отметил секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов, задача прагматичного развития и укрепления двусторонних отношений РФ с ее партнерами, в том числе государствами - участниками СНГ, является императивной и может предоставить необходимые ключи к решению многих проблем, в том числе и экономического характера. В данном случае особое значение имеет дифференцированный подход, раскрывающий весь спектр возможных механизмов взаимодействия от союзнических отношений до кооперации по отдельно взятым сферам.
Особый интерес для современной России, на мой взгляд, представляет региональный форум взаимодействия, в том числе и в рамках СНГ. В этой связи следует особо отметить такие структуры, как Договор о коллективной безопасности (ДКБ), Евразийское экономическое содружество (ЕврАзЭС) и Кавказская четверка. В условиях сложной военно-политической ситуации, складывающейся на южных границах СНГ и, как следствие, на рубежах России с центральноазиатскими государствами, ДКБ обретает принципиальную значимость. Очевидно, что состав его участников вполне конкретно демонстрирует их внешнеполитические приоритеты, ибо одним из основных положений Договора является пункт о том, что военно-политические отношения между участниками ДКБ носят приоритетный характер по сравнению с контактами с теми, кто в эту систему не входит. Характерно также, что большинство участников ДКБ является членами Евразийского экономического содружества. Формирующийся на основе "таможенной пятерки" институт ЕврАзЭС сегодня призван прежде всего регулировать проблемы, связанные с созданием согласованной системы антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей, взаимодействием сторон в таможенной, налоговой и тарифной областях, установлением действенных механизмов эффективного экономического взаимодействия. Эти механизмы, бесспорно, также должны быть использованы для защиты интересов российского государства и его партнеров в Центрально-Азиатском регионе.
Не менее важным для нас является Южно-Кавказский регион СНГ. Россия, как это было неоднократно отмечено, кавказская держава, которая не может и не должна допускать игнорирования ее интересов. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но уважение российских интересов на всем Большом Кавказе выгодно не только самой России, но и всем тем силам, которые прямо или косвенно участвуют в геополитических и геоэкономических процессах в этом регионе. Именно поэтому сегодня институт "кавказской четверки" приобретает особую значимость и фактически превращается в действенный механизм разработки конкретных шагов по установлению общерегионального взаимодоверия, а значит, и предпосылкой для построения реальных экономических контактов и конструктивного партнерства. Это, в частности, стало очевидным в ходе последнего визита президента России Владимира Путина в Азербайджан. Именно в Баку глава российского государства вновь подтвердил готовность России взять на себя роль гаранта по урегулированию региональных конфликтов на Кавказе на основе взаимоприемлемых соглашений, к которым должны будут прийти непосредственные стороны противостояния.
Жизнь подсказала, что реальная геополитика для России сегодня и на ближайшую перспективу - это в первую очередь устройство ее отношений со своими ближайшими соседями. На первые позиции в списке приоритетных задач России на этом направлении выходят вопросы продвижения урегулирования последствий вооруженных конфликтов в границах Содружества, а также проблемы укрепления экономической и политической базы СНГ. С учетом общих негативных тенденций в современном развитии геополитической ситуации в Кавказском регионе особое значение для национальных интересов и безопасности России приобретает сохранение любого позитивного потенциала или направления в ее отношениях с соседними государствами. Ключевыми же гарантами стабильности на Кавказе могут стать: повсеместное утверждение демократии и приоритет прав человека; обеспечение совместного и равномерного экономического развития всех стран региона; усиление роли региональных организаций; безальтернативность мирного способа урегулирования конфликтов; избавление от психологии холодной войны. Чеченская кампания заставила нас пристальней анализировать обстановку не только на южных рубежах России, но и в сопредельных странах.
Кажется, что за последние годы Кавказский хребет стал не только природным, но и политическим барьером между Россией и ее бывшими сателлитами. Например, все более настойчивый дрейф Тбилиси и Баку в сторону Запада привел к заметной утрате Россией ее политических и экономических позиций в регионе. Многочисленные международные программы развития транспортных и энергетических инфраструктур Южного Кавказа создаются в обход России, и далеко не только в географическом смысле слова. И причины этого отнюдь не только субъективные.
Еще одним важнейшим направлением регионального взаимодействия, затрагивающего интересы России и ее партнеров по СНГ, является каспийская проблематика. Характерно, что, именно благодаря курсу конструктивного прагматизма, российской стороне удалось найти общий язык по этой проблеме с большинством прикаспийских государств. Последние все больше склоняются к тому мнению, что взаимодействие с Россией на основе реальных интересов и конкретных, четко разработанных проектов может принести им гораздо больше выгоды, чем участие в сомнительных геополитических спекуляциях с амбициозными геоэкономическими целями. В этой связи насущной задачей является поддержка интересов российских инвесторов на государственном уровне. В частности, российские компании, принимающие участие в разработке и реализации транспортно-энергетических проектов в регионе Каспийского бассейна, должны пользоваться содействием и защитой российского государства, а значит и тех стран, которые претендуют на партнерство и дружбу с Россией.
Третьим уровнем взаимодействия в рамках СНГ должна стать комплексная общеструктурная интеграция в рамках Содружества. СНГ, и это очевидно, может претендовать на роль весьма влиятельной международной региональной организации, способной сыграть решающую роль в борьбе с международным терроризмом и национально-религиозным экстремизмом. В этой связи следует отметить, что Россией и ее партнерами уже сделан важный шаг на этом пути, а именно - создан Антитеррористический центр СНГ, активизация деятельности которого также должна стать одним из императивов российской политики на постсоветском пространстве. Одновременно следует отметить, что именно национальные интересы российского государства требуют активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве и укрепления СНГ как активно действующего института и эффективного механизма реального партнерства, отвечающего требованиям и вызовам нового столетия.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что вызовы нового тысячелетия требуют поднятия эффективности интеграционных процессов, многовекторность которых и является основой конструктивной политики здорового прагматизма.