НА ОХОТНОМ РЯДУ уже начали раздаваться первые комментарии по поводу предложений правительства о поиске им 182 миллиардов рублей, необходимых для выполнения Россией ее международных обязательств в 2001 году. Депутаты из слов министра финансов Алексея Кудрина, произнесенных им в четверг, поняли, что кабинет министров намерен обратиться к Государственной Думе по меньшей мере с тремя просьбами. Во-первых, нижняя палата должна увеличить определенный бюджетом объем внутреннего долга, во-вторых, в том же бюджете-2001 ей нужно будет отменить ограничительную поправку в отношении приватизации тех предприятий, балансовая стоимость которых превышает 5 миллионов минимальных зарплат, а в-третьих - согласиться с тем, что прежний механизм распределения дополнительных доходов придется отменять и утверждать какой-то новый.
В думском бюджетном комитете уже сейчас полагают, что правительству будет нелегко убедить депутатов в необходимости поддержать его инициативы. Прежде всего трудно будет заставить их согласиться с изменением механизма распределения дополнительных денег, 35 миллиардов которых уже сейчас расписаны по различным расходным разделам. Однако и отмена ограничения по приватизации станет для кабинета не слишком легким делом, поскольку законодатели потребуют доказать им обоснованность тех или иных приватизационных заданий, а главное - представить аргументы на тот счет, что от них можно получить именно 15 млрд. рублей, а не больше.
Однако основная причина того, что поправку к бюджету-2001, видимо, ждет на Охотном ряду неясное будущее, прежде всего связана с той целью, ради которой правительство собирается этот бюджет менять. Дело в том, что весьма значительное количество депутатов - причем не только из левых, но даже из самых пропрезидентских фракций - сомневается в том, что ради долгов странам Парижского клуба следует ревизовать тот компромисс по бюджетным проблемам, который нашли осенью прошлого года законодательная и исполнительная власти. Например, вчера лидер группы "Народный депутат" Геннадий Райков, пару дней назад как раз побывавший у президента и доведший до него мнение своих коллег о том, что бюджет-2001 пересматривать нельзя, предложил не спешить с уплатой долга, а лучше повнимательнее посмотреть, а что это за долг. Г-н Райков, в частности, напомнил, что окончательного юридического оформления соглашения между странами СНГ в отношении активов бывшего СССР до сих пор еще нет, в то время как от России требуют отдать долг именно этого, уже не существующего государства.
Глава "Народного депутата" уверен, что российское правительство, призвав на помощь депутатов, должно сначала провести консультации внутри СНГ, а уже потом расширять за счет представителей стран - членов Парижского клуба, чтобы в ходе таких многосторонних широких переговоров в конце концов и решить, сколько же Россия должна выплатить денег. При этом, правда, Геннадий Райков, по его словам, полностью согласен с Владимиром Путиным, который считает, что от своих обязательств отказываться ни в коем случае нельзя. Депутат, однако, подчеркнул вчера, что президент сделал свое дело - озвучил политическое решение руководства страны, тогда как технические вопросы его касаться не должны, их должен урегулировать кабинет министров. Интересно, что подобное же мнение - спешить с выплатами Парижскому клубу не стоит до тех пор, пока не определен их точный объем - прозвучало вчера же на парламентских слушаниях по проблемам экономической безопасности России.
Если вернуться к перспективам исправления бюджета-2001, намечаемого правительством, то следует заметить, что депутатское нежелание сделать это последнее сможет преодолеть только в том случае, если заручится безоговорочной поддержкой президента - как это произошло, к примеру, осенью, когда только вмешательство главы государства спасло команду Касьянова от поражения в бюджетном конфликте с законодателями. Стоит заметить, однако, что теперь получить поддержку от президента правительству, очевидно, будет довольно сложно, если не невозможно совсем. Более того, его неспособность договориться с Думой, на что было прямое поручение Владимира Путина, может послужить хорошим поводом для суровых оргвыводов. Отметим также, что если по каким-то соображениям президент действительно хочет отправлять Михаила Касьянова в отставку, раздумывая над вариантом реорганизации кабинета, то нижней палате проголосовать за недоверие правительству будет несложно, ей нужен только знак.