ОДНИМ из первых поступков, совершенных депутатами в ходе вчерашнего пленарного заседания Государственной Думы, стало одобрение поправки ко всем тем действующим в России законам, где употребляется старое название нынешнего ГИБДД. Таким образом, теперь аббревиатура ГАИ больше нигде встречаться не будет. Депутаты сделали это по просьбе замглавы МВД Ивана Голубева, а потом поддержали и предложение заместителя другого министра - юстиции - Юрия Калинина в очередной раз отложить вступление в силу тех статей УК и УПК, которые вводят в оборот несколько новых видов наказаний вроде полугодового ареста или принудительных работ.
Однако главным делом вчерашнего дня для нижней палаты стало обсуждение четырех законопроектов, направленных на изменение нескольких статей действующего закона о рекламе. В первом из них, внесенном законодателями Астраханской области, предлагалось или уменьшить частоту появления рекламных роликов в отдельных передачах, или вовсе их запретить. Запрет должен был распространяться на детские, религиозные, образовательные радио- и телепередачи, радиопостановки и художественные фильмы, прямые трансляции заседаний Думы, Совета Федерации и других органов власти, а также на иные передачи короче 15 минут. Передачи же, что длятся от 30 минут до часа, разрешалось прерывать рекламой, но не более двух раз. Кроме того, законодательному регулированию предлагалось подвергнуть и уровень громкости рекламных вставок - они не должны звучать сильнее, чем те передачи, в рамках которых они транслируются.
Правительство возражало против утверждения данного законопроекта даже в первом чтении. Причем делало это как письменно - через официальный отзыв, подписанный вице-премьером Алексеем Кудриным, так и устно - в выступлении замглавы Минпечати Михаила Сеславинского. Он, в частности, отметил, что в случае одобрения закона в существующем виде федеральные каналы, по предварительным расчетам, потеряют до 60 процентов необходимых им средств, а региональные - до 80. Это, подчеркнул Сеславинский, как раз и подтолкнет электронные СМИ или к государству, или к олигархам. Тем не менее законопроект получил в свою поддержку большинство в 275 голосов.
Три остальных законопроекта касались рекламы табачных и алкогольных изделий. Правда, два из них такую продукцию предлагали запретить пропагандировать не только на радио и телевидении, но и в печатных СМИ, а также на улицах, автомобилях и во всех прочих местах. Еще один проект, наоборот, предлагал вернуть алкогольно-табачную рекламу в эфир, обусловив ее появление определенными условиями, связанными с агитацией за здоровый образ жизни. Понятное дело, что его депутаты не поддержали, так же, как, впрочем, и тот документ, который предлагал полный запрет.
А вот законодательную инициативу парламента Татарстана, смысл которой заключается в том, чтобы табак рекламировался только в местах его продажи и производства, а с придорожных щитов, автомобильных бортов и страниц СМИ соответствующая реклама исчезла, Госдума поддержала большинством в 258 голосов.
Вечером депутаты смогли добраться и до проекта думского постановления "О задержании в Соединенных Штатах Америки П.П. Бородина", инициированного членом фракции ЛДПР Алексеем Митрофановым. Он изменил прежнюю редакцию своего документа, предлагавшую задержать в отместку за арест Бородина "пару-другую высокопоставленных американских чиновников", находящихся в пределах РФ. Теперь депутат выступил только за то, чтобы рекомендовать МИД России активизировать усилия по освобождению госсекретаря Союза России и Белоруссии и скорейшему его возвращению на родину. Однако думский комитет по международным делам, ранее возражавший против жестких формулировок, теперь предложил не голосовать и за формальное обращение к МИДу. Документ получил в свою поддержку только 11 голосов, а 84 депутата были против.