Стремление президента укрепить свои полномочия в регионах с помощью полпредов в федеральных округах, можно сказать, удачная, но не вполне эффективная заготовка Кремля для дебюта Путина. Скорее всего это многоходовая комбинация по реформированию не только структуры государственной власти и управления, но и корректировке политического курса в целом, финалом чего может служить принятие новой Конституции Российской Федерации. Вполне возможно, что нам еще долго не удастся увидеть на политическом Олимпе кого-то из преемников Путина: ведь команда единомышленников создается не один год. К тому же цивилизованная кадровая политика в нашем государстве многие годы просто отсутствовала. Поэтому вариант продления президентского срока до пяти лет кажется вполне реальным.
В то же время надежда на рост политической активности граждан пока бесперспективна. Весь политический спектр изначально поделен только на три части: коммунистов, антикоммунистов и вольноопределяющихся, где последние составляют большинство. К сожалению, о доверии народа к каким-то партиям говорить просто не приходится.
Как раньше, десять лет назад, так и теперь трудно понять, какие цели и задачи преследовали реформы, какими методами они осуществлялись, хотя программ и стратегий за это время было написано предостаточно. Все, что мы сегодня наблюдаем, это полумеры и бессмысленная трата и без того скудных средств нашей больной экономики. Парадокс заключается в том, что проводимые реформы ради улучшения жизни человека обернулись против самого же человека.
Возможно, уже в этом году нам предстоит испытать очередной финансовый кризис, который, как всегда, станет вполне неожиданным. Конечно, серьезно стоит проблема с выплатой государственного долга (158 млрд. долл., а с учетом обязательств регионов - 220 млрд. долл.), но кто же просил правительство брать экономически не обоснованные кредиты и разве можно считать второстепенными не менее важные социальные вопросы. Вместе с тем ежемесячно из страны утекает более 2 млрд. долларов.
Правительство постоянно работает в режиме МЧС и не более того, не имея даже четкой концепции взаимодействия с исполнительными органами на местах. Энергетический кризис в Приморье тому подтверждение. Частая смена предыдущих руководителей правительства окончательно запутала ход экономических реформ. Безответственность и коррупция стали основными спутниками российской бюрократии. Вполне вероятна на фоне новой реорганизации смена и нынешнего состава правительства. Только где взять лучше, ведь мы постоянно тасуем одну и ту же колоду лиц.
Создание федеральных округов не стало панацеей от всех бед, наоборот, добавилась еще одна бюрократическая структура. Естественно, рожденное дитя потребовало себе полномочий, которые и были незамедлительно предоставлены президентом. Появились окружные прокуроры, суды, правительства и целый ряд дублирующих управлений, департаментов и т.д. и т.п. Неужели в этом и есть главное достижение президентской администрации.
В свете намечающегося ежегодного президентского послания хотелось бы услышать не только стандартный набор избитых фраз, но и получить оценку проводимого курса, а также принятые властью решения по предотвращению очередного экономического кризиса. Мнимые успехи в экономике прошлого года кардинальным образом ничего не изменили, сохранив предыдущий алгоритм распада. Поверьте, времени у России для исправления зигзага власти почти не осталось. Однако один практический совет для президента все же имеется.
Не секрет, что административная реформа больше всех задела губернаторский корпус, появился Госсовет, идет обновление сенаторов в Совете Федерации. Прошедшие накануне выборы губернаторов принесли новые имена: из 44 - переизбрано 15. Некоторые, такие, как Тулеев, досрочно решили прекратить свои полномочия, чтобы затем вновь их подтвердить на следующих выборах. Напрашивается вопрос: какова судьба проигравших и в чем секрет успеха победителей? Однако главный вопрос, как осуществлялась передача полномочий в результате смены губернской власти. Имеется в виду не театральное чтение присяги и момент инаугурации и раздача подарков спонсорам предвыборной гонки. В конкретном случае это вопрос не столько политический, сколько юридический.
Именно процесс передачи полномочий до сих пор находится вне правового поля. А ведь с помощью данной процедуры вполне возможно создать серьезный фильтр для всех желающих налегке войти во власть, тем самым позволив значительно облегчить работу Центризбиркома и сэкономить приличные бюджетные средства. Но для этого потребуется принятие соответствующего закона. Например, такой закон мог бы называться "О порядке передачи полномочий должностными лицами органов государственной власти и управления", и касаться он должен не только губернаторов. Позволю привести лишь самые значимые его положения.
Первое. Любой передаче полномочий должна предшествовать проверка финансово-хозяйственной деятельности первого лица (возможно, с привлечением Счетной палаты, КРУ Минфина, казначейства и др. ведомств).
Второе. Результаты проверок опубликовываются региональными и центральными СМИ не позднее чем за две недели до предстоящих выборов.
Третье. Все кандидаты в губернаторы обязаны иметь разработанную собственную социально-экономическую программу развития региона. (К сожалению, некоторые избранные политики только после выборов, спустя годы, начинают понимать, что же от них требуется на самом деле.)
Четвертое. Вступление в должность должно оформляться актом либо другим подобным документом и утверждаться самим президентом (или его полпредом). По результатам проверок в случае нанесенного ущерба, причиненного предыдущим должностным лицом, может возникнуть правовая ответственность, вплоть до уголовной, с последующим представлением дела в суд. В остальных случаях, не связанных с наказанием виновных, президент может применить поощрительные меры, включая государственные награды и даже денежные вознаграждения. Присутствие на утверждении принимающей и сдающей сторон позволит сделать эту процедуру не только публичным актом, но и поднимет авторитет и доверие к власти и президенту.
Пятое. При досрочном прекращении губернатором своих полномочий президент вправе назначать своего представителя до следующих выборов, поручив ему, как это и положено, провести проверку финансово-хозяйственной деятельности своего предшественника. Губернатор, подавший в отставку, как и представитель президента, не могут баллотироваться на предстоящих выборах.
Шестое. В некоторых случаях президент вправе сам решать вопрос об отставке. Таким моментом может служить явное ухудшение социально-экономического положения региона по вине принятых или не принятых решений первого должностного лица.
Данный закон будет способствовать не только повышению контроля и росту ответственности со стороны должностных лиц, но также изменит социально-экономическую обстановку в регионах. Появится двухсторонняя логическая связь между центральной властью и властью на местах. Произойдет реальное укрепление федерализма в России. Избрание на два или три срока при таком порядке не будет иметь существенного значения, так как круг претендентов значительно сузится, а профессиональные качества народных избранников заметно вoзpacтут.
Основным показателем в дальнейшем станет не только политическая стабильность и возросшее доверие избирателей, но, будем надеяться, и постоянный рост регионального ВВП. Именно рост ВВП должен служить источником благосостояния граждан в каждом субъекте РФ.
Безусловно, нельзя обойти вопрос о передаче полномочий и самим президентом, но это уже отдельная тема для разговора, как и то, что могут предпринять губернаторы, в том числе и не переизбранные на второй срок, в ответ на инициативы президента по укреплению "вертикали" власти. Пока же вертикаль все больше напоминает зигзаг, и сбалансировать его - задача нынешней власти и общества.