После отставки министра энергетики Александра Гаврина, которого президент назвал одним из виновников энергетического кризиса в Приморье, возникли разговоры о том, что власть в очередной раз "нашла стрелочника". В этом есть доля истины, поскольку немалая степень вины лежит на плечах как всего правительства, так и отдельных министерств и ведомств, а также РАО "ЕЭС России".
В настоящее время расследование причин возникновения энергетического кризиса в России ведет специальная комиссия Контрольно-ревизионного управления администрации президента. Так, выяснилось, что еще в феврале 2000 года, то есть в конце прошлой зимы, Минэнерго внесло на согласование с заинтересованными ведомствами проект постановления о подготовке народного хозяйства к работе в зимних условиях, где настаивало на существенном увеличении обязательных запасов топлива на электростанциях. Однако в то время Министерство экономики отказалось поставить подпись под этим документом, мотивируя нежеланием встревать в права субъектов рынка.
Немалую лепту в создание кризисной ситуации внесло и лишение Министерства энергетики части его полномочий. Наиболее важные из них были переданы в ведение вице-премьера Виктора Христенко.
Сейчас ситуация с назначением нового министра выглядит несколько абсурдно. Если раньше за пост руководителя министерства шла жесточайшая борьба самых влиятельных в России лоббистских групп, то сейчас большинство из них просто не видят для себя необходимости ставить на этот пост своего человека - слишком большая ответственность и слишком ничтожны полномочия. В кулуарах в качестве претендентов назывались фамилии руководителей некоторых нефтяных компаний. Однако после заявления Виктора Христенко о том, что решение по новой кандидатуре на пост министра будет принято позже, стало ясно, что либо у правительства выбор не слишком широк, либо сам Христенко готовит для себя "запасной аэродром" на случай, если в новой структуре правительства не будет должности вице-премьера по ТЭКу.
Пока же речь идет о том, кто станет и.о. министра энергетики. Большинство экспертов склоняются к мысли о том, что им будет назначен Александр Миллер, ныне работающий в Минэнерго на посту первого замминистра. Он занимает эту должность с июля прошлого года, хотя ранее никакого отношения к энергетике не имел. Алексей Миллер был председателем совета директоров АОЗТ "Европа Отель", работал заместителем Владимира Путина в бытность последнего председателем комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Позже - директором по развитию и инвестициям ОАО "Морской порт".
В кулуарах называли и другие фамилии. В частности, поговаривают о том, что пост министра энергетики может быть отдан нынешнему генеральному директору АО "Ленэнерго" Андрею Лихачеву. До недавнего времени поговаривали о том, что в Минэнерго может вернуться и бывший министр топлива и энергетики Виктор Калюжный. Однако публично сам Калюжный отвергает такую возможность.
Что же касается Виктора Христенко, то вчера он получил в свои руки еще один рычаг воздействия на топливно-энергетический комплекс. В Государственной Думе он заявил, что правительство намерено создать межведомственную топливно-энергетическую комиссию в рамках разрабатываемого правительством пакета предложений по координации работы смежных ведомств, усилению позиций Минэнерго, а также контролю со стороны правительства за ситуацией в ТЭКе в целом. Эта комиссия, видимо, станет предтечей объединенной структуры, курирующей ТЭК, многие считают, что во главе с Христенко.
Последнее вызывает некоторые сомнения, ведь критика президента по поводу энергетического кризиса во многом касается и вице-премьера по ТЭКу, поскольку именно Виктор Христенко фактически руководил комплексом в последнее время. И кризис как раз разразился в то время, когда и макроэкономические условия для России в целом были благоприятными, да и сбор живых денег в РАО "ЕЭС" значительно возрос.