БОЛЬШЕ половины вчерашнего пленарного заседания Государственной Думы было использовано для дискуссии вокруг пяти законопроектов о политических партиях. Президентскому варианту безуспешно, как и предполагалось заранее, противостояли четыре документа, каждый из которых был с ним в чем-то похож, но в чем-то и резко отличался. Именно эти отличия, а иными словами, не нравящиеся тем или иным фракциям и депутатам места проекта Владимира Путина, и подверглись вчера обстоятельному обсуждению.
Следует, впрочем, подчеркнуть, что вчерашняя дискуссия не открыла никаких новых граней в проблеме партийного строительства. Недаром председатель Центризбиркома Александр Вешняков, выступивший перед нижней палатой в качестве официального представителя президента, напомнил, что о необходимости иметь в стране особое законодательство в отношении политических партий говорили еще десять лет назад и подобные законопроекты готовились чуть ли не каждым парламентом, который существовал в России с 1990 года. Так что предмет вчерашнего обсуждения всем депутатам был хорошо знаком, из-за чего г-ну Вешнякову не пришлось останавливаться на каких-то мелких частностях, он рисовал полотно крупными мазками. По его словам, чуть ли не главная цель законопроекта - это направить активность федеральных политпартий в регионы, то есть приблизить их к избирателю, для чего в нем и фиксируется запрет на участие в выборах всех уровней для всех тех, кто партией не считается. Последнее же случится, если у той или иной организации, претендующей на такое звание, не будет как минимум 10 тысяч членов при том условии, что по меньшей мере в половине субъектов РФ в каждом ее региональном отделении будет состоять не менее 200 человек.
Еще один критерий, при соблюдении которого партия может существовать спокойно, - это ее обязательное участие в каких-либо выборах. Однако если этого не происходит в течение пяти лет, то может встать вопрос о ее ликвидации. Интересно, кстати, что в законопроекте через запятую перечислены различные выборы и их количество, достаточное для подтверждения партийного статуса, но не уточнено, должны ли партийные организации участвовать в каждых из них или хотя бы в одних. Александр Вешняков вчера трактовал законопроект в последнем направлении, но его критики утверждали, что возможна и иная трактовка.
Стоит отметить, что глава ЦИК в своем докладе вообще иногда оперировал цифрами и понятиями, несколько отличавшимися (в сторону смягчения) от содержащихся в официально представленном Думе законопроекте. Как объяснили корреспонденту "НГ" наиболее компетентные в этом вопросе депутаты, Александр Вешняков просто скорректировал свою речь по итогам состоявшихся накануне консультаций с рядом думских фракций. Однако, как представляется, его обещания совсем не являются окончательными, поскольку Центризбирком только написал проект закона для президента, а значит, все согласования станут вести люди последнего, которые вчера, кстати, молчали.
Что же касается председателя ЦИК, то он вчера сообщил, что положение о бюджетном финансировании "успешных" партий не является принципиальным и концептуальным положением законопроекта и сама Дума вправе решать, оставлять его в тексте или нет. Кстати, точно такое же утверждение содержится в заключении правительства на один из альтернативных законопроектов, предложенных депутатами Похмелкиным и Юшенковым. Последний выступал третьим по очереди, а до него свои варианты представили депутаты Олег Шеин и Владимир Рыжков. Все трое - так же как и "яблочник" Александр Шишлов - критиковали президентский законопроект в основном за чрезмерное желание государства сначала жестко регламентировать внутрипартийную жизнь, а потом пристально контролировать соблюдение предписанного партиям регламента. Все "альтернативщики" усмотрели в этом только желание видеть в партиях придаток государства, а не посредника между ним и гражданским обществом. Интересно, кстати, что после каждого из них с содокладом выступал председатель думского комитета по делам общественных объединений Виктор Зоркальцев, критиковавший депутатские тексты и, наоборот, защищавший творение президента, несмотря на то что его фракция КПРФ отказалась голосовать за данный закон, посчитав его неприемлемым из-за его полной недемократичности.
После многочисленных вопросов и выступлений представителей думских фракций рейтинговое голосование по всем пяти законопроектам, проведенное в соответствии с регламентными правилами, выявило, что максимальной поддержкой нижней палаты, конечно же, пользуется тот из них, под которым расписался Владимир Путин. Президентский вариант и был вчера принят в первом чтении 280 голосами "за". Против выступили 109 депутатов, 4 воздержались.