Российское правительство определилось в вопросе о том, платить в этом году долги Парижскому клубу в полном объеме или нет. Решили, что все-таки платить. Речь идет уже не о обещаниях, а о конкретных шагах. На традиционном понедельничном совещании с руководством правительства Михаил Касьянов поручил вице-премьеру Алексею Кудрину в двухдневный срок подготовить и внести на рассмотрение кабинета законопроект о внесении в бюджет 2001 года поправок, предусматривающих увеличение расходов на выплату внешнего долга. Процедура прохождения документа будет ускоренной - 13 февраля состоится специальное заседание правительства по вопросу об изменениях бюджета, после чего в течение нескольких дней законопроект должен попасть в Госдуму.
Спешка вполне понятна - на февраль приходятся крупные выплаты по погашению основной части долга бывшего СССР, которые Россия просрочит. Официальные переговоры с клубом пока не могут начаться - нет соглашения с МВФ. Миссия фонда, программа сотрудничества с которым так нужна сейчас российскому правительству, только вчера начала полноценную работу в Москве. Однако ее оценки скорее всего совпадут с мнением представителей Парижского клуба. Как сообщил в субботу на брифинге глава департамента внешних связей МВФ Томас Доусон: "Несмотря на недавнее снижение цен на нефть, платежный баланс России остается сильным в краткосрочной перспективе". Так что от выплат клубу никуда не уйти, по крайней мере в этом году. Впрочем, Алексей Кудрин заявил вчера, что правительство предложит МВФ разработать среднесрочную программу сотрудничества - до 2003 года. Возможно, выводы специалистов Фонда о перспективах России на этот период окажутся менее радужными, а следовательно, можно будет поставить перед кредиторами вопрос о рассрочке причитающихся с России выплат.
Источником же для удовлетворения кредиторов в этом году станут дополнительные доходы казны, по поводу которых правительству уже пришлось выдержать битву с депутатами, когда действующий бюджет только принимался. Надежда, что доходы превысят заложенную в основной части бюджета цифру, пока есть - российская нефть все еще довольно дорога. Первоначально правительство хотело все дополнительные деньги истратить на погашение внешнего долга, но парламентарии сочли это несправедливым и довольно легко нашли другие цели, на которые стоило бы увеличить расходы. Как и следовало ожидать, в их числе оказались оборона, правоохранительная деятельность и социальная сфера. Схема достигнутого Думой и правительством компромисса оказалась довольно сложной - первые 70 млрд. допдоходов делятся поровну (на долг и на внутренние расходы), а из последующих на уплату внешнего долга пойдет уже 70%. Теперь эти пропорции, видимо, будут пересмотрены.
Однако, пойдя на пересмотр бюджета, достоинства которого еще два месяца назад превозносились его составителями с парламентской трибуны, правительство ставит себя в явно проигрышное положение. Сначала ему придется преодолеть сопротивление мощных лоббистских группировок внутри парламента. Очевидно, что депутаты не захотят легко согласиться с ущемлением интересов конкретных отраслей экономики или социальных групп. Лояльность Думы может быть обусловлена уступками со стороны исполнительной власти, например, при рассмотрении каких-то других законопроектов. Впрочем, даже если депутаты отвергнут правительственный законопроект, сам факт его внесения позволит российским представителям спокойнее себя чувствовать на переговорах с Парижским клубом. Всегда можно будет сказать - мы хотели заплатить все, но парламент не пошел нам навстречу.
Самым же обидным для правительства исходом будет недостаточный уровень допдоходов, который не позволит полностью решить проблемы с выплатами странам-кредиторам. В таком случае возможно возвращение к варианту, о нецелесообразности которого говорят и Михаил Касьянов, и Алексей Кудрин, то есть к заимствованию правительства у Центробанка. На вчерашнем совещании Михаил Касьянов называл и альтернативные "нефтяному" источники формирования допдоходов. Это повышение собираемости налогов, приватизация и заимствования на внутреннем рынке. Премьер особо подчеркнул значение последнего источника, заметив, что в последнее время к его помощи правительство прибегало редко.
И все же, как бы ни делили бюджетные доходы, основные или дополнительные, уже ясно - правительство признало свое серьезное политическое поражение. Текущая экономическая конъюнктура за последние два-три месяца изменилась мало, ни в российской экономике, ни на мировых рынках не произошло ничего такого, что оправдывало бы пересмотр уже принятого бюджета. Однако стало ясно другое - правительство при составлении бюджета на 2001 год исходило из неверного представления о готовности таких международных организаций, как МВФ или Парижский клуб, идти на уступки России.