Характерной чертой нового политического режима, выстраиваемого президентом, стало сосуществование вокруг него сразу нескольких "команд". И поскольку эта ситуация сохраняется уже более года, некоторые наблюдатели готовы рассматривать этот факт как признак политической апатии президента, другие - как приглашение к сотрудничеству. Весьма характерна в этом смысле позиция Юрия Лужкова, который за последние полгода сделал немало шагов навстречу новому президенту.
Более того, как член президиума Госсовета, Лужков недвусмысленно демонстрирует стремление поддержать Путина в его попытках реформировать верхушку исполнительной вертикали. Так, Лужков отменил свое выступление на заседании президиума Госсовета и единственный из остальных губернаторов, готовящих доклады к совещаниям глав субъектов, предварительно отправился обсудить текст с президентом. Причем московский мэр привел с собой на встречу (она продолжалась более часа) руководителей своей рабочей группы - директора Института социальных систем Валерия Корецкого и его зама Александра Шелухина. Как стало известно "НГ", подготовленная для беседы с Путиным "выжимка" из будущего доклада содержала некоторые положения, которые не будут озвучены на Госсовете, поскольку предназначались для личного информирования президента.
Рабочая группа под руководством Юрия Лужкова предложила несколько вариантов реформы администрации. Во-первых, превратить ее в технический орган, который обеспечивает деятельность президента и не несет ответственности за политическую стратегию. Соответственно, ряд полномочий переходят к Совбезу, Госсовету, полпредам. Причем сам московский мэр неоднократно высказывался за расширение функций полномочных представителей, из-за чего даже конфликтовал с входящими в его группу при Госсовете главой Чувашии Николаем Федоровым и новгородским губернатором Михаилом Прусаком.
Во-вторых, возможно слияние администрации и Совбеза, а потом превращение ее в единственный при президенте орган, который занимался бы и разработкой стратегии, и контрольными функциями, и необходимыми техническими задачами. Наиболее вероятным способом реформы администрации выглядит третий, когда сохраняется нынешняя схема, но функции упорядочиваются так, чтобы администрация президента не дублировала полномочия правительства.
Как уже писала "НГ", Лужков не поддерживает ту структуру кабинета министров, которая готовится сейчас в Белом доме. Судя по докладу, московский мэр считает более перспективным создание небольшого числа управляющих вице-премьерских блоков, причем каждый федеральный министр получает возможность целиком и полностью контролировать свою отрасль. Кроме того, предлагается создать ряд новых министерств, и в системе каждого блока будут созданы структуры планирования и программирования действий правительства в зависимости от конъюнктуры.
Естественно, что даже часть предложенных мер по реформированию административной системы потребует внесения соответствующих изменений в законодательство. По сути, Лужков предложил Путину ввести в существующее законодательство принципиально новые понятия, закрепить президентские позиции, а эта реформа по своей масштабности вполне сопоставима с созданием нового варианта Конституции. Разработчики в своем докладе предложили Путину и "мягкие", и "жесткие" методы реализации такой реформы: первый этап предполагает регулирование структуры власти указами президента и постановлениями правительства, второй - введением федеральных законов, третий - создание федеральных конституционных законов, а четвертый не исключает даже внесения поправок в Конституцию. Причем все четыре этапа, по мнению членов рабочей группы, могут уложиться в два года.