Кьеза Дж. Русская рулетка. Что случится в мире, если Россия распадется. - М.: Права человека, 2000, 216 с.
НОВАЯ книга Джульетто Кьеза написана в обычном для него жанре. Итальянский журналист снова и снова повторяет, что он не историк, а свидетель. Он, по его словам, регистрирует и описывает, но не объясняет.
Впрочем, Кьеза здесь слегка кокетничает: анализировать и объяснять итальянский автор умеет гораздо лучше подавляющего большинства отечественных специалистов, называющих себя "аналитиками" и "политологами". Вот, например, как он относится к особенностям нынешнего развития нашей страны: "Наблюдаемая российская драма обладает особой спецификой, которая сообщает ей абсолютную уникальность - она несравнима с другими крушениями империй, с другими падениями цивилизаций. России не повезло: ее кризис совпал с невиданными всемирно-историческими процессами, для понимания и оценки которых наша цивилизация еще не успела выработать необходимых инструментов ни в техническом, ни в культурном отношении. России не повезло также и в том смысле, что она в своем переходе к капитализму руководствовалась идеями экономического либерализма самого крайнего толка. К этому переходу она подошла, потерпев поражение в до сих пор невиданной войне - холодной; такая война стала возможной, потому что наша планета вступила в новую эру - ядерную. За построение нового общественного строя в России взялись люди, которые сами не представляли себе, что они хотят построить, но зато выбрали "удачных" советников на Западе: эти советчики не знали ни природы советского общественного строя, ни русской истории вообще и обладали предельно идеологизированным представлением о том капитализме, который собирались сюда импортировать".
Последние годы Кьеза остается пессимистом в отношении будущего России и не собирается этого скрывать. Основная идея книги выглядит следующим образом: руководство страны наделало столько ошибок, что Россия обречена на распад. В своей работе автор старается прежде всего описывать его объективные симптомы, силы, которые на него работают и которые ему противодействуют. Где-то он очень политологически точен, где-то афористичен, где-то чрезмерно полемичен. Однако картина, выстраивающаяся из его построений, выглядит цельной и убедительной. Впрочем, эта цельность и убедительность далеко не всегда означает точность.
Кьеза скептически относится даже к той среде, в которой постоянно вращается в Москве. Вот его оценка столичной интеллигенции, рукоплескавшей в 1991 году расколу СССР, осуществленному ее собственными идейными вождями, людьми, которым она самозабвенно рукоплескала и в которых безоговорочно верила: "Необходимо было осознать масштаб потрясений, к которым должен привести внутри и вне страны его мгновенный распад, не сопровождавшийся мерами по предотвращению "ударной волны". Российская интеллигенция же посчитала происходившее исключительно "внутренним" событием на советском геополитическом пространстве. И этим подписала собственный автопортрет: привилегированный класс, далекий от того народа, на выражение интересов которого он претендует. Это просто скопление интеллектуальных сил, лишенное подлинного стремления к свободе (несмотря на то, что она стала его знаменем), прежде всего из-за непонимания ее сущности, незнания основ правового государства. Таким образом, интеллигенция продемонстрировала свою готовность продать свободу и право за классические тридцать сребреников, реализуя конгломерат личных амбиций за счет драмы миллионов сограждан; она показала себя элитой, полностью лишенной видения национальных интересов, готовой продаться тому, кто больше даст, неспособной на реалистичный анализ международного и стратегического положения России". Не нравится? Зато все - правда.
Джульетто Кьеза очень часто бывает жесток в своих оценках и прогнозах. Впрочем, только так и можно писать о политике вообще и современной политике России в частности. Кьеза жесток и в международных делах. Крайне неприятно это делать, однако стоит поддержать его вывод в одном из принципиальнейших вопросов нашей внешней политики: Россия не может сейчас противодействовать ни Западу, ни НАТО. Нравится это официальной Москве или нет, поддерживает ли этот вывод российское население или нет, однако это правда.
Очень часто, однако, пессимизм Кьезы опирается на геостратегические построения Збигнева Бжезинского. Здесь итальянский журналист, на мой взгляд, делает очевидную ошибку: Бжезинский - не та фигура, чтобы можно было использовать его идеи в качестве методологических. Правда, он, кажется, и сам это прекрасно понимает, обращая внимание на явные неточности в анализе американского политолога.
При всем скептицизме Кьезы в отношении будущего России он временами позволяет себе намек на оптимизм. Правда, чтобы осуществить этот сценарий, потребуются интеллектуальное ядро и интеллектуальные усилия - то есть то, чего России не хватало последние пятнадцать (а может быть, и не только пятнадцать) лет. "Будущее России, как и мировое господство США в XXI веке, не может быть построено по кусочкам. Это не торт, чтобы понемногу откусывать от него. Тут надо не собирать мозаику, а действовать на основе целостного плана, в ходе реализации которого Евразия должна будет измениться: постепенно, шаг за шагом, и тем не менее синхронно и организованно. Не существует китайского или же европейского ключа к разгадке: есть только один, двухконтинентальыный ключ. Кто подберет его, сможет выиграть, хотя никто не сказал, что одного его достаточно для победы. Но ясно - без этого ключа победа невозможна".
Джульетто Кьеза умен и потому очень осторожно относится к собственным прогнозам, честно предупреждая читателя, что далеко не все из них сбудутся. А потому и прогнозы его зачастую больше являются предостережениями, чем попытками пророчеств.