МИНУВШИЙ год был весьма благосклонен к России. И правительство поспешило отрапортовать о достигнутых успехах: значительном росте ВВП, увеличении положительного сальдо платежного баланса, снижении безработицы и тому подобном. Во многом именно эти показатели обусловили значительное повышение рейтинга доверия населения как к президенту России Владимиру Путину, так и к правительству.
Однако похоже, что первый год нового тысячелетия может внести весьма серьезные коррективы в рейтинг популярности нынешней власти. Так, например, уже известно, что в последние два месяца прошлого года ВВП не только не рос, но, напротив, снижался. А странный демарш нашего правительства в адрес Парижского клуба фактически уничтожил надежду на потепление инвестиционного климата и вызвал в определенных кругах большое сомнение в возможности договориться с кредиторами о долгах, выпадающих на критические 2003-2007 годы.
А теперь еще одна проблема - энергетический кризис на значительной части территории страны. "НГ" уже сообщала о том, что тяжелейшая ситуация с обеспечением теплом и светом сложилась чуть ли не на всем Дальнем Востоке, в Сибири, а также в некоторых регионах европейской части России. Проблема уже получила должное внимание президента. Говорят, что на прошедшем недавно совещании глава государства высказал крайнее недовольство сложившейся ситуацией и просил правительство разобраться с этой проблемой.
Сами министры планируют рассмотреть этот вопрос лишь завтра, 1 февраля. Предполагается, что с соответствующими докладами выступят министр энергетики Александр Гаврин, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс.
Пока, конечно, рано говорить о том, какие решения вынесет кабинет министров. Однако уже сейчас очевидно, что правительство явно запаздывает с вынесением решений. Статистика отключений потребителей от электроэнергии и тепла свидетельствует о том, что проблема явно запущена. Суммарное ограничение потребителей по РАО "ЕЭС России" составило величину, сопоставимую с ежесуточным потреблением шести Ивановских областей или трех Приморских краев.
У всех на слуху лишь печальная ситуация в Приморье. Там положение после личного вмешательства президента России Владимира Путина начинает постепенно выправляться. Однако не менее сложной остается ситуация в других регионах нашей страны. В частности, как сообщило вчера агентство "Интерфакс", режим чрезвычайной ситуации был введен на объектах жизнеобеспечения Амурской области. Местный губернатор даже распорядился приостановить принудительные ограничения, осуществлявшиеся в течение предыдущей недели для оптовых потребителей-перепродавцов. Правда, адресное отключение должников, не имеющих объектов жизнеобеспечения, будет продолжаться. Кроме того, как сообщают источники "НГ", из-за вывоза топлива на нужды Приморья резко ухудшилась ситуация в Хабаровском крае.
По большому счету нынешний кризис можно объяснить двумя причинами. О первой из них "НГ" уже писала несколько дней назад - крайне тяжелая ситуация в коммунальной энергетике.
Вторая причина - ошибки, допущенные нынешним руководством РАО "ЕЭС России" в ходе подготовки к осенне-зимнему сезону. Долгое время руководство энергомонополии занимало очень странную позицию, предполагавшую снижение запасов топлива. Много говорилось и об омертвлении капиталов, и о возможности работать в режиме оперативных поставок. Следствием такой политики стало то, что РАО пропустило период относительно низких цен, закупив значительную массу топлива уже по возросшим ценам осени и зимы, и как следствие встретило холодный период с крайне низкими показателями. Для сравнения можно привести нормативы для энергетики европейских стран. Там запасы топлива на электростанциях должны составлять трехмесячный уровень потребления.
Сейчас позиции Анатолия Чубайса вряд ли могут выглядеть устойчивыми. Политика принудительного отключения электроэнергии у неплательщиков действительно принесла существенные результаты - доля денежных средств в доходах электромонополии взлетела до небывалых уже долгие годы величин (более 80% в целом за год). Однако, несмотря на значительные доходы, на закупку топлива - приоритетную задачу энергетиков в условиях русской зимы - было затрачено всего лишь около трети доходов компании. И это при том, что не со всеми смежниками компания расплачивалась "живыми" деньгами в полном объеме.
Параллельно компания тратила значительные денежные средства на покупку непрофильных активов - РЕН-ТВ, нефтяного дома - и, как говорят, на увеличение заработной платы сотрудникам административного аппарата. Сейчас на официальном сайте члена совета директоров РАО Бориса Федорова висят письма Анатолию Чубайсу, где обозначена просьба раскрыть информацию о денежных доходах членов правления ЕЭС России.