ДЛЯ РОССИЙСКОЙ дипломатии начинается новый тур работы на важнейшем направлении - по вопросу о противоракетной обороне. Владимир Путин вчера, выступая на Смоленской площади, выбрал на редкость мягкий тон по этому вопросу, сказав, что мы ратифицировали договоры СНВ-2 и ДВЗЯИ, сделав то, чего мировое сообщество от РФ давно ожидало. Теперь мы ждем ответных шагов. Предстоит, сказал Путин, сложная и тонкая работа по сохранению российско-американского Договора по ПРО. Последние заявления администрации Джорджа Буша показывают, что диалог здесь может быть позитивным.
Позднее, отвечая на вопрос "НГ", министр иностранных дел Игорь Иванов сказал, что нельзя отрывать проблему ПРО от всех вопросов стратегической стабильности. И речь не идет о проблеме только России и США - есть что обсуждать с США, НАТО, Китаем и другими, с учетом того, что здесь вопрос - в компромиссах. Из слов президента и министра, таким образом, ясно вырисовывается тактика общения с Вашингтоном по этой проблеме: без конфронтации, без спешки и с привлечением как можно большего числа участников. Эти слова были произнесены на прошедшем вчера в МИДе совещании российских послов за рубежом - достаточно обычном мероприятии, если бы его не посетил президент.
Из других моментов выступления Владимира Путина можно отметить в очередной раз повторенную им мысль: МИД часто "не полностью владеет обстановкой" по части внешнеэкономических связей. Он должен, в частности, помогать создавать для российских предпринимателей условия за рубежом, по крайней мере не хуже, чем у иностранцев - в России.
Но это, по складывающимся традициям нашей политики, конструктивная критика, а не разгром. И, чтобы все было ясно, Путин закончил выступление словами благодарности дипломатам, сказав ранее, что в прошлом году "мы с вами работали в напряженном графике", "наверстывая упущенное" на международной арене.
Затем из зала вышла пресса, чтобы Путин мог сказать что-то для "служебного пользования". Складывается впечатление, что перед нами уже неоднократно отработанный прием - слова, которые президент говорит за закрытыми дверями, должны казаться столь завлекательными, чтобы узнавшие их в конце концов журналисты обратили бы именно на них первоочередное внимание. В данном случае, впрочем, по словам участников встречи, Путин лишь повторял "простым стилем" то же, что он только что зачитывал в более приглаженном варианте. "Если работа с соотечественниками в тягость, то лучше уступи свое место другому", - так, в пересказе Игоря Иванова, предупредил президент консульских и других работников в ближнем и дальнем зарубежье. Еще президент рекомендовал в "закрытом режиме" лучше аргументировать в докладных записках те или иные акции - объяснять, зачем России "все это надо", и, наконец, - еще раз, но более жестко - порекомендовал МИДу пользоваться данной ему властью в государственном аппарате, то есть не стесняться ставить острые вопросы перед другими учреждениями, исполняя координирующую роль министерства во внешнеполитической работе всех прочих ведомств. Такая критика - лучше всяких наград.