Вчера, поздно вечером по московскому времени, состоялось очередное заседание Бруклинского суда Нью-Йорка, которое должно было рассмотреть вопрос о мере пресечения в отношении арестованного в США госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина. На момент подписания номера "НГ" не было известно, какое решение принял американский судья.
Разумеется, российская сторона надеется, что Бородина выпустят из тюрьмы под залог в несколько сотен тысяч долларов и личное поручительство либо посла России в США, либо нашего генконсула в Нью-Йорке. Именно на этом будут настаивать адвокаты Пал Палыча, представляющие его интересы в суде. Напомним, что защиту Бородина осуществляют три бригады адвокатов - в России, в Америке и в Швейцарии. Адвокат из Москвы Элеонора Сергеева намеревалась обнародовать в суде пакет документов, включающих материалы переписки швейцарской и российской прокуратур по делу Бородина, в которых женевские обвинители выглядят далеко не в лучшем свете. И все же, как признают защитники, шансов на безусловное освобождение Пал Палыча и возвращение его на родину слишком мало. Гораздо вероятнее, что Бородин окажется под "домашним арестом" и будет находиться на территории нашего консульства в Нью-Йорке. Впрочем, адвокат Реймонд Левитис утверждает, что суд может отказать и в этой просьбе по причине того, что российское консульство - это часть другого государства, куда даже при острой необходимости не имеют права входить американские полицейские. Рассмотрение же вопроса об экстрадиции Бородина, на чем настаивает Швейцария, скорее всего, затянется на полтора-два месяца.
Ситуация с Павлом Бородиным "аукнулась" и на межгосударственном уровне, едва не поссорив Россию и Белоруссию. Как уже сообщала "НГ", Михаил Касьянов назначил временно исполняющим обязанности госсекретаря Союза России и Белоруссии, одного из заместителей Бородина Игоря Селиванова, который в свое время был заместителем министра финансов РФ. По словам пресс-секретаря Бородина Ивана Мокушонка, у руководства Белоруссии на этот счет возражений не было, поскольку эта должность согласно установленной квоте замещается Россией. К тому же на 29 января назначено очередное заседание Совета министров Союза России и Белоруссии, на котором будет рассмотрен бюджет Союза на 2001 год, и именно Селиванов ведает финансовыми вопросами союзного государства. Однако МИД Белоруссии направил в Россию письмо, в котором осудил назначение Селиванова. В письме, в частности, говорится, что российский премьер Касьянов "превысил свои полномочия". По словам пресс-секретаря МИД Белоруссии Павла Латушко, вопрос назначения госсекретаря союзного государства находится "в компетенции двух государств". Такую же точку зрения высказал и полномочный представитель президента Белоруссии в органах Союзного государства, вице-премьер республики Леонид Козик. Негативно отозвавшись о действиях российской стороны, "организовавшей назначение Селиванова", Козик назвал эти действия "неправомерными". "Назначение нового госсекретаря без согласования с белорусской стороной свидетельствует о безусловном нарушении своих властных функций руководителем Союзного правительства", - заявил вице-премьер Белоруссии.
Приняв заявление белорусского МИДа за точку зрения Александра Лукашенко, российская сторона, в свою очередь, не согласилась с этим мнением. Заместитель руководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин сообщил, что "Касьянов назначил человека, который должен решать оперативные вопросы, чтобы не парализовать работу российско-белорусского содружества". А по словам вице-премьера РФ Виктора Христенко, Касьянов не превышал своих полномочий, так как премьер-министр России одновременно является председателем совета министров Союзного государства.
Попытку примирить спорящие вокруг назначения Селиванова стороны предпринял глава администрации президента Белоруссии Михаил Мясникович. Кадровое решение Михаила Касьянова он считает не "выполнением какого-либо политического заказа", а простым "недоразумением", "ошибкой, допущенной постоянным комитетом Союзного государства, с подачи которого принято несогласованное с белорусской стороной решение". "Не думаю, - заявил Мясникович, - что данное решение является результатом умышленных неправовых действий, направленных на расшатывание и развал белорусско-российского Союза".
Между тем наблюдатели отмечают, что в росийсско-белорусских отношениях действительно намечается явный раскол. Доказательством тому служит не только внезапный отъезд президента Белоруссии Александра Лукашенко из Москвы, который он объяснил необходимостью срочной встречи с заехавшим в Минск президентом Киргизии Аскаром Акаевым, но и вчерашним конфликтом представителей исполнительной власти двух государств. Причиной внезапного охлаждения братской славянской любви на официальном уровне называют неуверенность Лукашенко в том, что Москва поддержит его на предстоящих в Белоруссии президентских выборах. А поводом к этому послужил находящийся в американской тюрьме Павел Бородин, который благодаря стечению обстоятельств становится поистине символической фигурой.