Неуклюжая попытка правительства оправдать необходимость реструктуризации долга Парижскому клубу "неожиданно" сильными холодами в Сибири многими экспертами была воспринята чуть ли не с гомерическим хохотом и вызвала весьма язвительные комментарии специалистов разного рода. Однако поступающая в "НГ" информация позволяет утверждать, что анекдотичным это заявление может выглядеть только лишь на первый, причем крайне поверхностный взгляд. Похоже, что официальные власти действительно столкнулись с весьма серьезной проблемой - проблемой обеспечения теплом и светом значительной части территории страны. Масштаб кризиса настолько велик, что федеральному правительству пришлось даже просить помощи у частных корпораций.
Отечественная система электро- и теплоснабжения состоит из двух уровней. Первый сейчас у всех на слуху. Это региональные энергокомпании, как входящие в систему РАО "ЕЭС России", так и независимые от него. На сегодняшний момент это пока еще более или менее надежная система, сохранившая хоть какую-то структуру управления и свою иерархию. Она способна сносно поддерживать на определенном уровне производство, отвечающее техническим требованиям и позволяющее без катастрофических последствий переживать локальные аварии. Исключением здесь является, пожалуй, лишь Приморье, но о нем речь пойдет позже.
Второй уровень - не столь известен в центральных СМИ, но не менее важен с точки зрения обеспечения теплом городов и поселков. Это так называемая коммунальная энергетика, на балансе которой сейчас находятся около 186 тысяч котельных, подающих тепло в квартиры и рабочие помещения. И как раз здесь сейчас случился тот кризис, о котором правительство намекнуло в ходе дебатов с Парижским клубом.
Коммунальная энергетика сейчас представляет печальное зрелище. Есть города и поселки, где энергетические объекты брошены на произвол судьбы. Численность персонала многих котельных сейчас приближается к нулю. Средств на выплату заработной платы и пополнение запасов топлива катастрофически не хватает. В результате техническое состояние этих объектов не поддерживается на должном уровне. Мало того, в случае возникновения критических ситуаций отсутствие необходимого числа сотрудников делает процесс восстановления теплоснабжения делом нескольких недель, а то и месяцев.
В этом году в первую очередь пострадали Сибирь и Дальний Восток. Температура воздуха там оказалась на 3 градуса ниже, чем в среднем в предыдущие годы. К тому же большая удаленность от дешевых видов топлива и Единой энергосистемы не позволяет справиться с кризисом на должном уровне. Критическая ситуация сейчас наблюдается на Сахалине, в Приморье и в Читинской области.
Европейскую часть России пока спасает только относительно мягкая погода (на 4 градуса теплее обычной российской зимы) и наличие относительно дешевого газа. Но и здесь не все в порядке. Трудности с обеспечением теплом испытывают Архангельская, Ивановская и Тверская области.
Ярким примером может служить ситуация, сложившаяся в одном из поселков Архангельской области, который получал тепло от местной котельной, работавшей на дровах. В сутки необходимо жечь всего около 10 кубометров древесины (примерно 7 деревьев). Однако из-за отсутствия топлива (то ли местный леспромхоз отказал, то ли просто не завелся бульдозер) поселок остался без тепла. Сейчас люди - около тысячи человек - отапливают дома с помощью печек-буржуек. И подобных примеров по стране множество.
В рамках одной статьи вряд ли можно перечислить все причины возникновения кризиса на уровне муниципальных тепловых организаций. Остановимся лишь на главных. В ходе формирования рынка в России многие компании избавлялись от непрофильных структур как от ненужного балласта, доставшегося им от эпохи плановой экономики. В результате управление этими объектами во многих случаях было потеряно. Либо они вообще оставались беспризорными (скажем, энергетики рассказывают о случае, когда местной станцией управляла учительница!), либо передавались в муниципалитеты. Но из-за того, что у местных администраций федеральный Центр отнял большую часть налоговых поступлений, а трансфертов явно не хватает, многие станции не поддерживаются в нормальном рабочем состоянии. Зачастую главы местных администраций поставлены федеральным Центром перед мучительным выбором - либо выплатить заработную плату бюджетникам, либо пополнить запасы топлива на энергообъектах.
Пока правительство может лишь латать дыры. Сейчас все силы брошены на Дальний Восток, где сложилась наиболее тяжелая ситуация (по состоянию на утро вчерашнего дня без тепла в Приморье жили около 20 тысяч человек). Причем привлекаются не только средства государства. Чиновники обращаются за помощью и к частным корпорациям. Так, в начале недели в Министерстве энергетики прошло совещание, на котором обсуждались проблемы Дальнего Востока. Министр Александр Гаврин собрал представителей нефтяных компаний и попросил их помочь восстановить теплоснабжение Приморья. Поняв всю сложность ситуации, нефтяники согласились оказать содействие на безвозмездной основе. За счет своих средств они повезут туда команды инженеров и техников, оборудование, с помощью которого и будут восстанавливать систему теплоснабжения городов и поселков. Сейчас нефтяники только просят местные власти дать им список объектов, где нужна их помощь.
Любопытен один факт. На этом совещании не присутствовал глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, что было бы вполне логично, учитываю ту роль, которую отвела Единой энергосистеме наша власть. Видимо, пока Чубайс предпочитает лишь критиковать местные сети, а его помощь, как отмечают эксперты, в критических регионах минимальна.
А ведь кризис в регионах мог и не быть таким жестким, если бы в самой Единой энергосистеме дела шли как должно. Однако это далеко не так. Мало того, многие поговаривают том, что ситуация в РАО достаточно сложная.
Так, запасы угля на электростанциях к началу самых сильных холодов на территории России - к 1 января - составили самую низкую величину за последние годы - менее 12 млн. тонн. Допустимо-терпимый режим энергоснабжения эксперты объясняют только необычайно теплыми зимами в Европейской части России - основной зоне ответственности энергомонополии. При этом, как говорят эксперты, если хотя бы две недели температура воздуха будет держаться ниже 15 градусов по Цельсию, здесь может случиться то же самое, что происходит сейчас в Приморье.
В прошедшем году при прохождении зимнего максимума нагрузок даже при наличии топлива в энергосистемах Европейской части России вводились серьезные ограничения для потребителей, влияющие на социальную обстановку в регионах.
Ограничивались даже федеральные потребители. И это при том, что впервые за 10 лет общие долги энергокомпаний в федеральный бюджет превысили задолженность государственных ведомств энергетикам на 9 млрд. руб. На эти деньги можно было бы удвоить запасы угля на электростанциях. Раньше энергетики сами могли выступать в роли кредиторов.
Что же касается Забайкалья и Дальнего Востока, которые совсем не имеют или имеют очень слабые связи с Единой энергосистемой, то за последние три года запасы угля там (на дату 1 января) снизились более чем в 2 раза. Таким образом, это важнейшее условие надежной работы электростанций к началу года обеспечено не было. К тому же в летний период очень медленно закупался мазут, а покупка угля велась без должной интенсивности. Только из-за разногласий с Красноярской угольной компанией не было отгружено в июле-августе 1,5 млн. тонн, а с угольных объединений Ростовской области - 200 тыс. тонн.
Как бы то ни было, но помощь от частных корпораций, пусть даже и обладающих необходимыми кадровыми, финансовыми ресурсами и опытом, вряд ли может решить проблему снабжения теплом населения. И федеральному правительству, видимо, придется заниматься этой проблемой параллельно с другими вопросами. Очень бы не хотелось, чтобы в России повторилась та же ситуация, что несколько лет назад случилась в Румынии. Напомним, что Чаушеску решил в свое время рассчитаться со всеми внешними долгами страны. В результате была введена жесточайшая экономия, доведенная до абсурда - снизили даже подачу тепла в жилые дома. Чем это закончилось для Румынии и лично для Чаушеску, хорошо известно.