0
948
Газета Политика Интернет-версия

25.01.2001 00:00:00

Семь митропо-
личьих округов

Диакон Александр

Об авторе: Александр Евгеньевич Мусин - дьякон, кандидат богословия, кандидат исторических наук, член Геральдического совета при президенте РФ.

Тэги: церковь, реформа, округ


Поздней весной, 13 мая 2000 года, Россия обрела новое территориально-политическое устройство. С этого дня вступил в силу указ # 849 за подписью президента России "О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе". Взору удивленного обывателя страна предстала не столько разделенной на семь федеральных округов, сколько состоящих из семи огромных пространств, связанных историческим и культурным единством, которое дополняется общностью экономической и общественной жизни.

Это единство в полной мере охватывает и религиозную жизнь России. И возникшее в общественном обиходе новое понятие "федеральный округ" напрямую соотносится с одним из фундаментальных явлений, которое лежит в основе исторической жизни и канонического права Церкви большинства россиян - Русской Православной Церкви.

Уже в III веке на территории Римской империи сформировались провинции как основа территориального деления страны. Церковная жизнь естественно следовала гражданскому течению. На территории провинции действовали самостоятельные епископы, которые по ряду вопросов подчинялись епископу столичного города - митрополии. Гражданские провинции объединялись в диоцезы, а те, в свою очередь, - в префектуры. В соответствии с этим политическим делением империи были созданы и более крупные церковные объединения - экзархаты и патриархаты. Митрополичий округ с этого момента стал основой церковной жизни на все времена.

В IV веке Соборы окончательно закрепили отношения между митрополитом и епископами. 34-е апостольское правило ("епископам каждого народа подобает знать первого среди них"), которым обычно обосновывают выборы Патриарха, на самом деле имеет отношение именно к митрополиту. Митрополит был обязан контролировать церковную жизнь в его округе, мог посещать любую епархию, обладал правом суда над епископами, ему можно было обжаловать действия епископата. Епископы все важнейшие вопросы епархиальной жизни согласовывали с митрополитом. Два раза в год собирался Собор епископов митрополии, где обсуждались насущные вопросы церковной жизни и вершился церковный суд. Этот же Собор избирал митрополита округа и совершал поставление местных епископов. Суд над митрополитом принадлежал епископам округа вкупе с соседними митрополитами, а впоследствии Патриарху.

Эти идеальные черты соборного строя не всегда соблюдались в полной мере, но они и сейчас составляют неотъемлемую часть канонического права Церкви. Однако в истории России митрополичьи округа в их классическом виде так и не состоялись. Это было связано напрямую с особенностями русской истории. Малочисленность городов Древней Руси привела к тому, что количество епископов здесь было невелико. В Киевской, - а потом и в Московской Руси существовала лишь одна митрополия "Росиа", подчиненная Константинопольскому Патриарху. В 1070-1090 гг. возникли и недолго просуществовали титулярные митрополии в Чернигове и Переяславле. Это было сделано с тем, чтобы уравнять в церковном отношении все три политические столицы Руси, принадлежавшие сыновьям Ярослава Мудрого. Появление Западнорусской митрополии в XIV-XV веках происходило уже собственно вне политических границ тогдашней России.

В 1589 году Русская Православная Церковь стала Патриархатом. Одним из условий такого возвышения со стороны восточных патриархов было создание в России митрополичьих округов. Однако этого не произошло: архиепископы, управлявшие своей епархией, хоть и получили титул митрополитов, однако границы и функции их власти остались прежними. Следующая попытка установить в России митрополичьи округа предпринята по инициативе царя Феодора Алексеевича в 1682 году, однако была заблокирована самими архиереями по причине весьма примечательной: "дабы не явилось в архиерейском чине распрей и превозношения". Попытки создать основы митрополитанского строя принадлежат и обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву и Поместному собору 1917-1918 годов. Однако именно Синодальная эпоха окончательно сделала титул митрополита личной наградой, таким же почетным этот чин является и в сегодняшней жизни РПЦ. Из всех митрополитов РПЦ только трое, управляющие Церквами за пределами России, - митрополит Киевский, митрополит Минский и митрополит Кишиневский - носят этот титул в соответствии с историко-каноническими требованиями. Однако реально статус Православных Церквей на Украине, в Белоруссии и Молдавии намного выше, чем у традиционного митрополичьего округа.

Сегодня Русская Православная Церковь на территории России представляет собой гигантский митрополичий округ, состоящий из 65 епархий, где совершают свое служение 86 епископов. Все это создает определенные трудности как при осуществлении кадровой политики, так и в создании механизма принятия общецерковных решений, эффективной системы контроля над их выполнением и функционирования нарождающегося церковного суда. Создание системы семи митрополичьих округов, в своих границах совпадающих с федеральными округами, корреспондирует с так называемым "вариантом Щипкова", предлагающим встроить аппарат госчиновников, отвечающих за связи с религиозными организациями, в структуру полномочных представителей президента (см. "НГ", 15.11.2000).

Таким образом одновременно можно было бы решить две параллельные задачи.

Во-первых, согласовать существующую в государстве систему административно-территориального деления с церковной. Это хорошо соответствует нормам канонического права о соответствии административных границ границам епархиальным. Такой параллелизм существенно облегчит и взаимоотношения с властными структурами, поскольку Полномочный представитель "организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти... с религиозными организациями" на территории округа (III.6).

Во-вторых, создать эффективный механизм управления РПЦ, где одновременно сочетался бы принцип вертикальной иерархии с необходимой горизонталью соборности. В рамках создания таких митрополичьих округов возможно перенесение центра тяжести кадровой политики и надзора за церковной жизнью на регионы при сохранении необходимого централизма со стороны высшего церковного управления. Епископы округа избираются на местном соборе под председательством митрополита, а митрополит - на том же соборе под председательством Патриарха. Резиденцией митрополита, которому принадлежит право суда над епископами округа, является центр федерального округа. При этом митрополитом Центрального округа является митрополит Крутицкий. Право суда над митрополитом принадлежит Патриарху с собором самих митрополитов, которые одновременно являются членами Синода, и епископов округа. Патриарх как епископ столицы помимо утверждения митрополитов и суда над ними обладает исключительным правом внешних церковных отношений, правом сношения с представителями центральной федеральной власти и права обращения ко всей полноте Церкви по вопросам общего характера. Он является первым среди равных ему по чести и достоинству епископов. При этом все синодальные отделы преобразуются в департаменты Патриаршей канцелярии, которые возглавляют викарии Патриарха в архиерейском сане.

Идея митрополичьих округов время от времени уже возникала в современной церковной среде, однако редко находила понимание, прежде всего со стороны епархиальных архиереев. Большинству из них казалось более правильным зависеть и подчиняться непосредственно Патриарху, избегая каких бы то ни было посредников в лице митрополитов. Однако на деле такая практика приводит к практической бесконтрольности и безответственности, в частности в отношении епархиальных отчетов и стабильных связей с центром, что сам Патриарх отметил на Юбилейном Соборе. Предлагаемая реформа сможет сделать систему принятия церковных решений и надзор за мирным течением церковной жизни более гибкими и соответствующими современным потребностям Церкви и общества, а также усилит ответственность епархиальных учреждений перед вышестоящими церковными инстанциями.

Реструктуризация церковной власти уже назрела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1101
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
778
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
883
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
936

Другие новости