Вчера вечером в Георгиевском зале Кремля состоялась вторая за время президентства Владимира Путина встреча главы государства с представителями бизнес-сообщества. В отличие от "семибанкирщины" времен Бориса Ельцина встречи предпринимателей с новым президентом проходят в более представительном составе.
Топливную элиту на вчерашней встрече представляли главы нефтяных, газовых и энергетических компаний: Вагит Алекперов ("ЛУКОЙЛ"), Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз"), Евгений Швидлер ("Сибнефть"), Сергей Богданчиков ("Роснефть"), Семен Вайншток ("Транснефть"), Рем Вяхирев ("Газпром"), Михаил Ходорковский ("ЮКОС"), Анатолий Чубайс (РАО "ЕЭС России"). Металлургию и машиностроение в Кремле представляли Олег Дерипаска ("Русский алюминий"), Виктор Вексельберг ("Сибирско-Уральская алюминиевая компания"), Владимир Лисин ("Новолипецкий меткомбинат"), Алексей Мордашов ("Северсталь"), Андрей Андреев ("НОСТА"), Каха Бендукидзе ("Объединенные машиностроительные заводы"); банкиров и промышленников - Андрей Казьмин ("Сбербанк"), Владимир Коган (Промышленно-строительный банк "Санкт-Петербург"), Сергей Пугачев (Международный промышленный банк), Михаил Фридман (Альфа-банк), Владимир Потанин ("Интеррос"); "информационщиков" - Анатолий Карачинский ("Информационные бизнес-системы"); организационное представительство бизнеса - Аркадий Вольский (РСПП).
Право сформулировать тему вчерашней встречи бизнесмены оставили за президентом. Как пояснили "НГ" в ряде компаний, такова была предварительная договоренность. В довольно абстрактной форме это позволил себе сделать разве что Аркадий Вольский, вспомнивший еще прошлогодний тезис о взаимоотношениях бизнеса и власти. Суть этих взаимоотношений президент прояснил уже буквально в первых словах своего выступления, поставив вопрос о социальной ответственности бизнеса....
Впрочем, проблему социальной ответственности бизнеса можно назвать новой лишь с очень большой натяжкой. И дело даже не в том, что за поддержкой к предпринимателям Кремль обращался в период ельцинского президентства. Проблемы, стоящие перед властью в 2001 году, мало чем отличаются от того, с чем пыталось справиться, к примеру, правительство Виктора Черномырдина. Ни внешний долг, ни Чечня, ни изношенная инфраструктура, ни риски, связанные с глобальными экономическими кризисами, никуда не исчезли. И все попытки решить их без достаточной финансовой поддержки, нередко связанной с административными компромиссами (будь то новый Налоговый кодекс или поправки к Гражданскому, сокращающие "срок давности" ответственности за нарушения при совершении сделок с десяти до трех лет, - об этом немало говорилось на вчерашней встрече), очевидно, обречены на неудачу.
В последнее время в адрес Путина все чаще звучат анонимные упреки в нежелании поддерживать отношения с бизнес-элитой. К слову, представители ельцинской команды прогнозируют, что в конечном итоге такая политика сыграет не на пользу действующему президенту. Это предположение, кстати, разделяют и многие из тех, кто оказался вчера в Георгиевском зале Кремля. Во всяком случае, в частных беседах они все чаще дают понять, что еще немного и проблема "бегства капитала" для России может стать куда более актуальной, чем укрепление вертикали власти.