ЗАКОНОМ о бюджете на 2001-й год упразднен Федеральный экологический фонд (ФЭФ). Уже сейчас можно назвать как положительные, так и отрицательные результаты этой новации. С одной стороны, Минфин получил под контроль еще один финансовый поток, или, как принято говорить образно, "положил руку на кран". Принцип единства кассы бюджета торжествует! С другой стороны - возрастает вероятность того, что из вполне конкретных кранов на наших кухнях потечет отравленная вода, лесная охрана переквалифицируется в лесорубов, а смог над большими городами начнет не только калечить, но убивать тысячами. И это отнюдь не "зеленая" риторика.
Созданная для реализации принципа "загрязнитель платит" система экологических фондов была одной из немногих бесспорных, т.е. никем в России открыто не оспариваемых удач реформ. Опираясь на методологическую и административную поддержку структур Госкомэкологии (в прошлом году ликвидированной!), эта система экономически понуждала предприятия держаться в рамках приличий и стараться не только не допускать катастрофических выбросов загрязнений, но и вести природоохранную деятельность: поддерживать в рабочем состоянии водоочистные сооружения, следить за работой фильтров на заводских трубах, а кое-где и внедрять безопасные технологии. Все это привело к тому, что хотя в канун третьего тысячелетия аварии с выбросами или угрозой выбросов вредных веществ и имели место (в 1999 г. - 136), что, естественно, не может не тревожить, но экологических катастроф удалось избежать. Другими словами - ни отселять в массовом порядке людей из районов, накрытых ядовитым облаком с соседнего предприятия, ни отключать водопроводные сети из-за попавших туда токсинов или заставлять "Скорую помощь" работать в экстренном режиме - не пришлось.
Система была налажена таким образом, чтобы взимать платежи дифференцированно с каждого предприятия в зависимости от конкретных объемов сбросов и выбросов в окружающую среду и использовать полученные средства на ликвидацию либо предупреждение вполне конкретного вреда живой природе (человеку в первую очередь). 90 процентов платежей оставалось в регионах, причем значительная часть из них вообще не уходила с предприятий, если те имели обоснованные программы экологической модернизации производства, обеспечения его безопасности.
Остальные десять процентов шли в федеральный бюджет и поступали в распоряжение ФЭФ. Это были целевые, меченые, экологические деньги. Именно на эти средства разрабатывались такие масштабные экологические программы федерального значения, как "Возрождение Волги" и "Обеспечение населения России питьевой водой", были спасены заповедники, которые испокон веков финансировались из "единой кассы бюджета", но в середине 90-х годов так скудно и с такими перебоями, что люди, сохранявшие уникальные ландшафты и биомир нашей страны, оказывались на годы брошенными на произвол злой судьбы и без поддержки ФЭФ просто не выжили бы. Из этих средств финансировались и пионерные разработки в области экомониторинга, создавались приборы контроля за качеством окружающей среды, строились заводы по переработке особо опасных отходов, укреплялись берега рек, проводились научно-методические конференции - от школьных до таких масштабных, как Всероссийские съезды по охране природы.
После ликвидации Госкомэкологии, ФЭФ РФ какое-то время оставался единственной федеральной структурой, способной не только координировать деятельность региональных экологических фондов, но и обеспечивать контроль за правильностью расчета и своевременного внесения платежей каждым предприятием-природопользователем. Иски, штрафы, задолженности, которые накопились за предприятиями-природопользователями, - вся эта уникальная база данных, которая сосредоточена в фонде, осталась как бы бесхозной. И федеральный, и местные бюджеты недосчитаются сотен миллионов рублей, потому что Минфин, очевидно, не готов взять на себя специфические функции ФЭФ. Все злостные загрязнители получают индульгенцию за прошлые грехи. Что же касается будущего - и оно ничего хорошего при таком подходе нам не сулит, - закон о бюджете априори и неизвестно на основе каких расчетов узаконил уменьшение средств на природоохранные нужды в десять раз! Не надо быть пророком или политологом, чтобы утверждать, что теперь, когда нет ФЭФ, способного действовать в режиме финансовой "скорой помощи" для предотвращения экологических угроз, обстановка в стране резко ухудшится. Не только злостные загрязнители среды нашего обитания, и без того не имевшие чувства опасности, но и добросовестные природопользователи, оставшись без "государева ока", очень скоро превратят страхи "зеленой" общественности в реальность.
Все это не может не дезориентировать государственное управление, добавит забот и без того замотанным согражданам, поставит под угрозу их жизни. Только экологических катастроф нам не хватает, чтобы позволять себе роскошь по живому рубить работающие на государство, зарекомендовавшие себя эффективными государственные же системы.
Вызывает удивление, что фракция партии государственников "Единство", лидер которой Борис Грызлов первым поставил проблему техногенных катастроф в ряд ключевых проблем национальной безопасности, дружно противостояла всем попыткам провести в закон о бюджете любые поправки, направленные на то, чтобы сохранить "государево око" за организацией и финансированием первоочередных экологических мероприятий. Самые страшные, чреватые гибелью тысяч людей техногенные катастрофы - это катастрофы именно экологические.
Таким образом, решив многие государственные проблемы, закон о бюджете многие же проблемы и породил. Сегодня совершенно ясно, что если аббревиатура ФЭФ РФ и ушла в прошлое, то дело его должно жить. Пока промышленность еще помнит об экологическом контроле, пока специалисты еще не разбежались, необходимо создавать федеральную структуру, которая бы венчала собой то, что еще осталось от системы экологических фондов. Пусть это будет федеральное унитарное госпредприятие, агентство или центр, но такой орган необходим, чтобы координировать региональные и федеральные программы по охране среды обитания, анализировать поступление платежей в экофонды субъектов Федерации и расходование средств ими, обеспечивать государственный контроль за деятельностью предприятий, построенных на средства фонда. Иначе страна не только недосчитается огромных денег. Вся промышленность выйдет из-под экологического контроля, что чревато серьезными угрозами не только здоровью будущих поколений, но и жизни сотен тысяч наших сограждан-современников. Это не вопрос партийных интересов - это вопрос жизнеобеспечения страны.