Вчера Россия собиралась выплатить порядка 8 млн. долл. процентов по долгу Парижскому клубу, тем самым подтверждая, что самой по себе дилеммы: должна ли Москва платить Парижскому клубу, не существует.
Впрочем, само возникновение бурной дискуссии на тему: платить по долгам или нет - факт небезынтересный и симптоматичный. Практически эту дискуссию, хотели они того или нет, спровоцировали сами российские власти, хотя они формулировали вопрос взаимоотношений с мировым финансовым сообществом по-другому: сколько можно в этом году заплатить Парижскому клубу, чтобы не навредить слабой российской экономике.
С одной стороны, выбранная Москвой тактика направлена на то, чтобы выяснить, у кого из сторон окажутся крепче нервы. Запад знает, что у Москвы есть деньги, чтобы заплатить по долгам. Москва знает, что Западу это хорошо известно. Однако ничто не мешает устроить Кремлю небольшую проверку западным партнерам: насколько искренне они желают России и ее экономическим реформам успеха и готовы ли они идти на компромисс с новым российским руководством. К тому же, как заявили источники "НГ", даже если Москве не удастся реструктурировать долги Парижскому клубу (идеальным вариантом в этом смысле считается схема, осуществленная в договоренностях с Лондонским клубом), у России появится шанс выдвинуть ряд политических условий.
При этом сам Путин в плане собственного имиджа на Западе ничем не рискует. Формально ответственность за все неурядицы в отношениях с Парижским клубом лежат на правительстве. Именно оно в лице вице-премьера Алексея Кудрина заявило о том, что в полном объеме Россия рассчитаться с Западом не сможет. Администрация же президента в лице советника главы государства Андрея Илларионова выступает за безоговорочное погашение долга Западу. Сам Путин использует в этой связи наиболее обтекаемые формулировки, предпочитая оставаться "над схваткой".
С другой стороны, ситуация с Парижским клубом наглядно продемонстрировала умонастроения российской политэлиты. Если раньше считалось просто неприличным рассуждать на тему, должна ли Россия Западу, обосновывая такую постановку вопроса добровольным развалом соцлагеря и СССР, теперь даже официальные представители власти в частных беседах фактически не скрывают сожаления, что у их предшественников не хватило то ли сообразительности, то ли решительности, что называется, торговать политической позицией десять лет назад. Интересно, но подобные прагматические настроения российских политиков немедленно были экстраполированы в западной прессе на нынешнее время. В британских СМИ со ссылкой на немецкие источники появились сообщения о том, что Германия ведет секретные переговоры с Россией о статусе Калининграда в обмен на списание Германией российских долгов. И в Кремле, и в немецком посольстве в РФ эту информацию, естественно, опровергли.