Чуть ли не ежедневно на протяжении двух последних месяцев центральные СМИ рассказывают о ситуации в топливно-энергетическом комплексе Приморья. Сюжеты напоминают фронтовые сводки, а отчеты с совещаний и заседаний - залпы артиллерийских орудий по неприятелю... При этом неприятелем выступает администрация края, прежде всего губернатор.
Я нисколько не снимаю с себя как с главы администрации региона ответственности за происходящее в Приморье. Но дело в том, что чисто экономические и административные проблемы в этих боях переводятся в политическое русло. Беда здесь кроется в том, что, увлекшись расстановкой политических акцентов и поиском крайних, мы можем утерять главное - корень проблемы.
Что происходит в Приморье на самом деле и, главное, почему?
Первое. О том, что ТЭК Приморья постоянно находится в критическом и кризисном состоянии, мы знали давно и поэтому предпринимали необходимые, с нашей точки зрения, меры для того чтобы избежать кризиса. Дело в том, что ТЭК Приморья создавался в доперестроечные времена под те энергетические загрузки, которые тогда существовали. Мы должны были обеспечивать электроэнергией Транссиб, предприятия края, Дальневосточную часть Вооруженных сил, включая Тихоокеанский флот. Что произошло в последующие годы, известно всем: в несколько раз снизились транспортные нагрузки на Транссибе, многие энергоемкие предприятия, в том числе горнодобывающие, закрылись, Вооруженные силы, в том числе Тихоокеанский флот, финансируются лишь частично. А ведь мы не можем оставить без электроэнергии, к примеру, те же атомные подводные лодки, базирующиеся в Приморском крае. Без электроэнергии, необходимой для обеспечения деятельности субмарин, находящихся у причальной стенки, может произойти трагедия, сравнимая с Чернобылем. Таким образом, полное или частичное отсутствие средств у федеральных структур, у предприятий привело к тому, что они, эти структуры, не могут в полной мере оплачивать потребляемую ими электроэнергию.
Второе. Одновременно шел и другой процесс - акционирование ТЭКа. На месте государственных энергетических предприятий стали вырастать акционерные общества со своим уставом, подчинением непосредственно РАО "ЕЭС России". Ни губернатор, ни местная власть, по сути, не имеют возможности влиять на ценовую и кадровую политику этих АО. А эти предприятия начали активную работу по извлечению прибыли. При этом принцип был прост: раз нельзя получить деньги со всех потребителей, необходимо поднимать тарифы на потребляемую электроэнергию.
Выросли тарифы еще по другой причине. Одновременно с акционированием энергетических предприятий в начале 90-х шел и обратный процесс - закрытие так называемых нерентабельных шахт и угольных разрезов. Так, например, Партизанск еще несколько лет назад был центром угольной промышленности юга Дальнего Востока. Здесь работало 6 шахт. Сегодня - ни одной. Реструктуризация угольной промышленности по указке МВФ в конечном итоге привела к тому, что из-за закрытия шахт в Приморье стало резко не хватать собственного твердого топлива. А сотни квалифицированных специалистов потеряли работу.
Между тем завоз твердого и жидкого топлива в Приморье крайне дорог. А в этом году цены на мазут вообще поднялись в 5 раз. Это не было предусмотрено в бюджете, что еще более обострило проблему.
Сразу скажу, что администрация края последовательно выступала против акционирования энергетических предприятий, закрытия шахт. Предлагали вместо закрытия нерентабельных открывать новые. Ведь запасы угля в крае значительны. Но, увы, к нам не прислушались. Процесс пошел. В результате тариф на электроэнергию для промышленных предприятий Приморья составляет 70 копеек за киловатт-час. А в некоторых регионах (Иркутск, Красноярск, Ульяновск) - 15 копеек. Таким образом, Приморье оказалось, с одной стороны, в неравных экономических условиях с остальными российскими регионами, с другой - в критической ситуации, когда из-за высоких тарифов на электроэнергию многие, особенно федеральные структуры, "ходят" у нас в вечных должниках у энергетиков и местных властей, которые сами еле концы с концами сводят.
В свое время администрация края получила от правительства России дотации на погашение разницы между приморскими и среднероссийскими тарифами. Однако затем это решение правительства РФ было отменено. И в крае начались проблемы, которые год от года нарастают, как снежный ком. Между тем РАО "ЕЭС России" стало требовать от региональной энергетической комиссии увеличения тарифа до 84 копеек за киловатт-час, что вообще развалит экономику Приморья полностью. Не только мне очевидно неразумное "энергетическое" устройство нынешней России. Страна не может работать на обеспечение потребностей энергетиков. Скорее наоборот. Именно энергетическое хозяйство России должно подстраиваться под нужды населения, предприятий, под нужды государства. Но это возможно лишь в том случае, если потребности в электроэнергии, тепле будут учитываться теми, кто их (тепло и электроэнергию) подает в дома и на предприятия. Увы, пока ни местная власть, ни руководители регионов, ни правительство таких рычагов не имеют.
В августе 2000 года РАО "ЕЭС России", кстати, пошло навстречу и сменило руководство АО "Дальэнерго", директором которого стал Юрий Лихойда - профессионал высокого класса. И вот этой зимой дела пошли на предприятии лучше, хотя наследство Лихойде досталось трудное. Действительно, кадры решают если не все, то многое.
В эти дни в Приморье работал вместе с нами заместитель председателя РАО "ЕЭС России" Анатолий Копсов. Нам удалось выработать совместные решения, которые позволили преодолеть некоторые последствия энергетического кризиса. Хочется верить, что эта тенденция сохранится.
Большую помощь приморцам оказало правительство. После встречи с Михаилом Касьяновым стали поступать средства для погашения огромных федеральных долгов. В декабре поступило 70 млн. руб. ссуды для закупки топлива на ОАО "Дальэнерго", решается вопрос о ссуде в 100 млн. руб. на нужды муниципальной энергетики (эти деньги мы просили еще летом). После визита С.Шойгу в Приморье начали поступать деньги на компенсацию последствий летних наводнений, которые серьезно усугубили проблему подготовки к зиме. Конечно, главным образом все это стало возможным после активного вмешательства в ситуацию президента России Владимира Путина.
Кстати, Главное контрольное управление провело проверку администрации края и сняло с нас необоснованные обвинения в нецелевом расходовании средств. Принимаемые правительством меры уже в значительной степени снижают отрицательную роль экономического коллапса в ТЭКе края. Однако есть и другие причины кризиса. Они также характерны не только для Приморья.
Третье. На протяжении последних лет жилищно-коммунальное хозяйство края, как и всей страны в целом, не получало достаточных средств для ремонта и реконструкции устаревших систем отопления. Оборудование ветшало и, естественно, стало выходить из строя в самые трудные для нас дни, когда начались сильные морозы. Просто в Приморье эти проблемы начались на несколько недель раньше, чем в целом по России. В ряде регионов, не только Дальнего Востока и Сибири, но и в европейской части страны стало происходить то же самое - отопительные и энергетические системы не выдержали резко возросших нагрузок. И тогда стало ясно, что дело не в политической составляющей, как это иногда пытаются представить некоторые центральные СМИ и некоторые политики, требующие немедленного наказания виновных. Если бы все дело было только в Приморье! Нет, такая же ситуация сложилась в других регионах. Следовательно, кризис имеет куда более серьезную - экономическую и организационную - основу в целом по России.
И, наконец, четвертое. Не могу не сказать еще об одном факторе, который также сыграл отрицательную роль в приморском кризисе. В те дни, когда в Приморском крае находился Сергей Шойгу, выяснилось, например, что глава муниципального образования Хасанского района Анатолий Мельниченко, у которого в районе люди оказались без тепла и света, выехал... в Китай. По той же схеме действовал и глава другого муниципального образования из Уссурийска Владимир Ведерников. Вернулся из Китая и обнаружил, что на его территории топлива осталось на два дня. Виновной попытался выставить администрацию края. Между тем в Уссурийске уже давно находилось три тысячи тонн мазута, предназначенных для котельных города.
В другом районе Приморья было все - и топливо, и котельные были подготовлены к зиме, но из-за элементарной халатности не слили своевременно воду из системы, в результате чего полопались трубы в домах и магистралях теплотрассы.
И здесь очевидно, что люди, пришедшие к власти с помощью популистских лозунгов, избранные жителями этих районов, оказались элементарно неспособными организовать работу подведомственных им служб и организаций.
Сейчас в крае возбуждены уголовные дела в отношении ряда тех руководителей, которые оказались виновными в топливном кризисе. К сожалению, по существующему законодательству о местном самоуправлении ни губернатор края, ни его администрация на таких руководителей пока не имеют законной возможности воздействовать другими способами.
В декабре в Приморье прошли выборы глав муниципальных образований. Практически везде, где люди остались без тепла и света, сменились руководители. Но для того чтобы произошла такая смена, понадобилось несколько лет - от выборов до выборов. Очевидно, необходимы и иные законодательные меры, которые позволяли бы губернаторам, главам краевых и областных администраций оперативно воздействовать на профессионально не подготовленных руководителей муниципальных образований.
Я считаю абсолютно необходимым, чтобы из случившегося нынешней зимой во многих российских регионах тепливно-энергетического кризиса мы сделали правильные выводы и приняли верные решения в масштабах всей страны.