- ЗАРУБЕЖНАЯ пресса вновь подымает тему сомнительности качества российского бизнеса, тему связи этого бизнеса с коррупцией и преступностью. Эта тема уже знакома по скандалу с "Бэнк оф Нью-Йорк". На этот раз на авансцене нового скандала - российский металлургический бизнес. В том числе и группа ТВГ (TWG), с которой вы много лет сотрудничали. Что в этой связи можете вы в вашем нынешнем статусе фигуры, занятой общественной деятельностью, рассказать о природе нового скандала?
- Домысливать что-либо за ТВГ было бы с моей стороны просто бестактно. Я уже не участвую в металлургическом бизнесе, и в том числе в бизнесе ТВГ. И ранее достаточно много сказал о причинах своего неучастия.
Здесь - и общее понимание природы происходящих в России процессов. Понимание того, что без воздействия на структуру российского общества заниматься стратегически бизнесом в России просто неэффективно. Здесь и конкретные расхождения с теми, кто сейчас становится объектом интересующего вас скандала в прессе.
Но находясь у истоков работы ТВГ в России и СНГ, имея прямое отношение к формированию крупного российского металлургического бизнеса, я считаю столь же некорректным и уклонение от оценок происходящего.
Прежде всего нужно зафиксировать самое очевидное. За любой кампанией в печати стоит система тех или иных интересов. Обычно интенсивность информационных скандалов, мощность так называемых "компрометационных кампаний" - напрямую связана с тем, как быстро та или иная бизнес-группа разворачивается на рынке. ТВГ разворачивалась стремительно. И эта стремительность роста ТВГ, роста ее производственных (а как следствие - и финансовых) возможностей вызывала закономерную обеспокоенность конкурентов. Как следствие - почти не знающая аналогов мощность компрометационных кампаний.
- Такие кампании ведь должны на чем-то основываться. На чем?
- На мифах. Непрерывно создавалась целая система информационных мифов о ТВГ как "злодейской структуре". При этом мифические "злодеяния ТВГ" в разных случаях состояли в прямо противоположном. Все зависело от того, кому нужен миф. Нужен миф западным конкурентам - ТВГ становится чуть ли не "пятой колонной" КПСС и КГБ, производящих экспансию на мировой рынок, а заодно и "прачечной грязных денег". Нужен миф отечественным конкурентам - ТВГ становится резидентурой английской, израильской или любой другой разведки и расхитителем национальных богатств России. Но подобные мифы не могут сосуществовать. Со временем они просто съедают друг друга.
Кроме того, оказалось, что между реальностью и этими мифами никто не может установить связей. Как говорится, нет худа без добра. Компрометационные кампании такой мощности привлекли к ТВГ внимание всех правоохранительных структур как в России, так и за рубежом. Кто только не расследовал деятельность ТВГ! И как расследовал! Буквально под микроскопом! ТВГ проверяли и в Англии, и в России, и в Швейцарии. И каждая проверка в очередной раз опровергала всю мифологию.
Проверки к тому же приучали работать с особой тщательностью. ТВГ сформировалась под прожекторами этих бесконечных проверок. Принципы такого формирования, как вы понимаете, отличаются от принципов формирования структур, находящихся вне внимания проверяющих органов.
- Тогда в чем же дело? Что происходит сейчас?
- Все то же самое, что происходило раньше. Новые вариации на старую тему. Пусть не сама ТВГ, но некий конгломерат структур, находящихся в фокусе новой компрометационной кампании, - опять растет очень быстро. И начинает занимать новое место на мировом рынке. Чем быстрее такой рост, тем интенсивнее противодействие конкурентов. На этот раз - международных. Кампания-то началась не в России.
- То есть вы считаете, что все надумано?
- Я этого утверждать не могу. Я уже сказал, что детальное обсуждение идущей сейчас игры с моей стороны было бы бестактным, ибо я участником этой игры не являюсь. Диктатура закона - основополагающий принцип любого цивилизованного общества. И этот принцип - в том, что за нарушения законов надо отвечать всегда и при любых обстоятельствах. Но этот же принцип - в том, что надо правовым образом, не имеющим отношения ни к каким мифам, доказывать наличие этих нарушений законов.
Пока же никто не доказал фактов нарушений законов ТВГ, "Норильским Никелем" или "Русским алюминием", о которых говорится в новых компрометационных публикациях иностранных СМИ. А по обилию фактологических ошибок в этих публикациях я вижу, что речь идет о новом этапе старого мифотворчества. Дэвида Рубена называют гражданином Израиля, хотя он гражданин Великобритании, ТВГ - израильско-российской компанией, она таковой не является. Такая небрежность к фактам - свойство компрометационных кампаний, которые вдобавок очень торопятся провести.
- А кто и почему торопится?
- Крупный бизнес неотделим от политики. И чем крупнее бизнес, тем прочнее и системнее должно быть все, что связано с подобной неотделимостью. Сейчас мировая политическая и бизнес-система будут перестраиваться. Я не хочу панических прогнозов по поводу последствий этого перестраивания. Но к нему нужно быть готовыми.
Подобные изменения стратегического характера всегда особенно активизируют тех, кто хочет угадать новую конъюнктуру, стать первыми в озвучивании новых тенденций. Это не всегда самые солидные игроки. Чаще это те, кто понимает - когда тенденции по-настоящему развернутся, к ним будет поздно подстраиваться.
Что я имею в виду? Возьмите, например, новые кадровые назначения в правительстве США. Министром финансов США (а это очень крупный пост) стал президент американского алюминиевого гиганта "АЛКОА" Пол О"Нил. Это фигура, близкая к Джорджу Бушу-старшему, и член совета директоров известного аналитического центра республиканской партии "Хэритидж фаундейшн". Зафиксируем этот фактор. Добавим к нему оценки приоритетов новой республиканской команды. И что получим?
Пока что - ничего катастрофического. Но для тех, кто хочет "бежать впереди паровоза", есть повод проявить активность. Я вовсе не хочу сказать, что эту активность проявляет, например, сам О"Нил, пользуясь новой политической ролью. Это вполне могут делать помимо него. Разные "старательные парни", желающие уловить новую тенденцию.
- Но ведь объекты нового скандала - не только российские металлургические корпорации, но и крупнейшие немецкие банки. Почему?
- Прошла очень теплая встреча нашего президента с канцлером Германии. Германия начинает прислушиваться к пожеланиям России в отношении многих важных вопросов: наращивание экспорта газа, укрепление экономических связей с Европой. Одновременно растет курс евро и усиливаются немецкие банки - ядро финансовой системы Европы. А они, и прежде всего "Вестдойче Ландесбанк", - крупные финансовые партнеры российских компаний, в том числе "Русского алюминия", "Норильского никеля", "Газпрома".
Многим "улавливателям тенденций" понятно, что все это может не нравиться и кому-то за океаном, и кому-то в Европе. Что, если провести такую кампанию в СМИ, чтобы описанные процессы взорвать? Может, кто-то поблагодарит за это? Оценит подобную "чуткость"?
- А оценит этот "кто-то" такое рвение?
- Это зависит от того, как будет развиваться союз российской власти с российским бизнесом (кстати, назначение О"Нила в очередной раз демонстрирует, что в США подобный союз существует и является нормой).
- И как же он, по-вашему, будет развиваться?
- Я не берусь предсказывать, хватит ли у нас сил и умения для того, чтобы дать отпор тем, кто хочет подорвать этот наиважнейший союз. Но все силы надо бросить на то, чтобы не допустить такого подрыва.