Дж. С. Поллок. Список Геринга. - М.: Тортон и Сагден, 2000, 480 с.
Вот Вам список Геринга, имеющий к Герингу лишь косвенное отношение, вот вам карусель из спецслужб, вот вам горы трупов, вот вам действие, разворачивающееся на нескольких континентах. Что здесь хорошо - вменяемый перевод и вполне классический шпионский детектив с террористами, бюрократами и парой главных героев, один из которых скажет в конце: "Я полжизни отдал бы еще за один твой поцелуй", а другая ответит: "Я научу тебя меткой стрельбе". Любовь ЦРУ и "Моссада", одним словом. Главное в этой книге - ее относительная современность (действие разворачивается в 1992 году, и среди списка действующих лиц есть даже Примаков) и безусловная этнографическая познавательность.
Но обо всем по порядку. Сюжет Поллока довольно затейлив. Список похищенных картин из коллекции Геринга попадает в руки бывшему немцу-террористу из "штази". То есть это "штази" больше нет, а террорист самый что ни на есть действующий. Сначала он начинает трясти подпольных коллекционеров, владельцев картин по списку, потом догадывается, что советская разведка этих коллекционеров завербовала, и принимается трясти ныне уже российскую разведку.
Тут же, в этой карусели, носятся за списком американцы и израильтяне.
В итоге случился сплошной happy end - американец и еврейка спаслись, чтобы потом целоваться в аэропорту Бен-Гурион, список русские увезли с собой, а американцы в накладе не остались, потому уже полвека имели копию и давно всех наших шпионов перевербовали.
В общем, всем хорошо, кроме, конечно, немецкого террориста который в конце концов стал похож на дуршлаг.
Интересно, что это особый тип шпионского романа - роман познавательный. Героев в нем столько, что сопереживать хотя бы трети из них невозможно. Можно набираться сведений - о конструкциях пистолетных глушителей и радиопередатчиков, а также учиться географии. Недаром бывшие разведчики пишут неплохие путеводители - в силу своих не утерянных профессиональных качеств.
В книгу включено множество пассажей, некоторые из которых грех не процитировать.
Вот "баварский город Мюнхен, заложенный монахами на берегу реки Изар в восьмом веке нашей эры, гораздо старше самого германского государства (основанного в 1870 году), частью которого он стал. Это город контрастов, готической архитектуры и современных зданий, музеев и пивных заводов, печально-торжественного звона соборных колоколов и бравурной музыки духовых оркестров, современных фешенебельных ресторанов с изысканной кухней и шумных пивных под открытым небом, где среди других закусок подают свиные ножки.
Во время Второй мировой войны бомбардировщики союзников сбросили на город более шестидесяти тысяч бомб; британские самолеты бомбили ночами, а днем гремели американские волновые налеты. В результате мощных взрывов и возникающих от них пожаров было уничтожено большинство зданий, заводов и фабрик, погибло множество людей. И по сей день в музеях и общественных зданиях Мюнхена можно увидеть коричневатые от времени фотографии, где показывается, каким был этот город весной 1945 года... Когда война закончилась, бульдозеры сгребли в общей сложности двенадцать миллионов тонн обломков - останков зданий различных архитектурных эпох и стилей. Их вывезли на окраину города, более или менее разровняли, покрыли сверху плодородной почвой и разбили парки, ставшие молчаливыми свидетелями нацистской эпохи.
Вместо того чтобы выстроить на месте руин новый, современный город из стекла и стали, мюнхенцы с непостижимым упорством принялись возрождать старое. На протяжении последних сорока семи лет они заново перестраивали то, что было до войны. Все разрушенное восстанавливалось до малейших деталей: музей, оперные театры, церкви, крыши из красной черепицы и крашеные фасады, каждая башня в стиле барокко, каждый херувим и каждая горгулья, каждый фонтан, шпиль и фронтон, пока не осталось ничего, что напоминало бы о ранах войны. Столица Баварии буквально возродилась из пепла и стала такой же прекрасной, как и раньше".
Или вот еще пример: "Нью-Йорк - это единственный американский город, где сверхбогатые люди предпочитают жить не в дорогих особняках, а в роскошных квартирах. Правда, квартиры эти должны располагаться в так называемых "хороших зданиях". Здания эти являются кооперативными жилыми домами и находятся в северной части Ист-Сайда, в так называемом "треугольнике", который образуют Пятьдесят седьмая улица, идущая от Саттон-Плейс до Пятой авеню с южной стороны, и Девяносто восьмая улица на севере, что возвращается затем по диагонали на Саттон-Плейс.
"Хорошие здания" названы так не по качеству строительства или впечатляющему внешнему виду, хотя все они отлично сделаны и красиво смотрятся; скорее всего такое название основывается на социальном положении и личном благосостоянии тех, кто в них проживает. Как правило, к приобретению этой собственности не допускаются эстрадные артисты и личности, находящиеся в центре всеобщего внимания. В большинстве правлений этих кооперативов с вами даже разговаривать не будут, если вы не в состоянии уплатить всю сумму сразу и не владеете состоянием хотя бы в двадцать пять миллионов долларов. В сорока двух "хороших зданиях" насчитывается порядка пятисот квартир, средняя стоимость которых составляет четыре миллиона долларов. Ежемесячная плата за их обслуживание - а она зачастую превышает десять тысяч долларов - не должна зависеть от доходов, которые приносит профессиональная или предпринимательская деятельность владельца. При этом из-за большого спроса, каким пользуется такая недвижимость среди высокообеспеченной части населения, на любую квартиру, выставляемую на продажу, выстраивается целая очередь желающих".
Таковы уроки страноведения, а, учитывая то, что герои то и дело шастают по разным континентам, в результате чтения можно узнать много любопытного перед собственным путешествием.