ПОДГОТОВЛЕННЫЙ Центральной избирательной комиссией и внесенный президентом Владимиром Путиным в Государственную Думу в последние дни прошлого года проект Федерального закона "О политических партиях" сразу привлек к себе повышенное внимание политиков и общественности. Правда, этого нельзя сказать об обществе в целом, поскольку большинство населения, как правило, серьезными политическими документами, да еще рассчитанными на перспективу, практически не интересуется. К тому же в сознании многих наших сограждан существует стойкий антипартийный синдром, выработавшийся еще во времена единственной партии и закрепленный благодаря несуразице партийной жизни в период реформ, когда партий стало столько, что все уже никто не может упомнить. Тем не менее будущий Закон "О политических партиях" не только станет важнейшим документом для политической системы страны, но и повлияет на обстановку во всем обществе. Поэтому столь важно, чтобы общественная дискуссия по поводу данного закона была продолжена.
Достоинством рассматриваемого законопроекта является то, что он нацелен на упорядочение политической жизни страны, разумную расчистку политического поля и структуризацию политических сил. На это прежде всего направлено введение нормативов на общую численность политических партий и их региональных отделений. Известно, что критики законопроекта, как правило, выступают против нормативов. Обосновывается такая позиция в основном тревогой за развитие и сохранение многопартийности. Не подвергая сомнению идеологическую и политическую ценность многопартийности, нельзя не видеть, что нынешнее ее состояние дискредитирует в глазах большинства населения и многопартийность вообще, и любую партийность в частности и фактически превратилось в тормоз развития общественной политической системы. Большинство мелких партиек, общественно-политических движений и организаций подобного же уровня преследует коммерческие или властно-амбициозные цели неких групп или отдельных личностей. Набор общеизвестных идеологических тезисов и имитация борьбы за какие-либо социальные интересы служат в данном случае лишь прикрытием для достижения этих целей. Очевидно, что и те политические партии, которые у нас принято считать сравнительно многочисленными, также не свободны от соображений конъюнктуры и выгоды. Но все же для больших политических структур указанные явления относительно менее характерны - хотя бы потому, что они действительно выражают устойчивые идеологические устремления и социальные интересы больших слоев и групп населения. Если же этого не происходит в течение заметного времени, то такие партии также неминуемо начинают терять в численности членов и электоральных сторонников. "Диванные" же партии с их редкими вспышками активности, как правило, приуроченными к различным выборам, сея иллюзии и вводя определенные слои населения в заблуждение, лишь тормозят политическую структуризацию по устойчивым идеологическим и социальным критериям. Поэтому на данном этапе развития для российской политической системы в качестве определяющего императива уместна формула классика, вынесенная в заголовок статьи.
Задаваемые в законопроекте нормативы численности политических партий совершенно логично дополнены определяющим положением о них как исключительно общефедеральных политических объединениях. Это вовсе не введение запрета, как иногда неправильно представляют, на региональные и местные партии, а всего лишь практическое применение законодательной логики на уровне здравого смысла. Очевидно, что функционирование партий как исключительно общероссийских объединений при всем их идеологическом разнообразии будет способствовать укреплению российской государственности.
К достоинствам законопроекта следует отнести и декларируемые в нем достаточно взвешенные основы внутрипартийного строительства, сочетающие принципы демократии и организационного порядка и в то же время деликатные по отношению к партийной независимости и суверенитету.
Вместе с тем рассматриваемый законопроект не представляется безупречным. Причем здесь уместно вспомнить о диалектическом сочетании достоинств и недостатков, когда одни являются продолжением других. В нашем случае достоинства законопроекта превратятся в серьезные недостатки закона, если сохранится в нынешнем виде концептуальное положение о наделении политических партий исключительным правом выдвигать кандидатов на выборах всех уровней. При окончательном вступлении закона в действие кандидатов во все выборные органы власти - от депутатов органов местного самоуправления до президента государства - смогут выдвигать только политические партии. Следует признать, что предлагаемый порядок гораздо менее демократичен по сравнению с сегодняшней ситуацией: ведь сейчас правом выдвижения обладают и общественно-политические объединения, имеющие соответствующие записи в своих уставах, и избиратели, и даже возможно самовыдвижение. При указанном нововведении положение изменится принципиально: оставаясь с конституционным принципом прямых выборов, мы фактически будем иметь своеобразную двухступенчатую избирательную процедуру, когда на первом этапе (который, возможно, со временем станет главным) избирать будут выборщики из числа делегатов партийных съездов, а уже на втором этапе избиратели будут иметь право выбрать одного из партийных выдвиженцев. При такой избирательной системе никогда не появится неугодный партиям кандидат, но кто даст гарантии, что партии и их кандидаты всегда и при всех обстоятельствах будут выражать все значимые общественные интересы и настроения? А если возникнет ситуация, при которой сам спектр партий не будет отвечать политико-идеологическим запросам больших групп избирателей? В таком случае пустующая избирательная ниша при системе исключительно партийного выдвижения кандидатов уже в принципе не может быть заполнена со всеми политическими последствиями. Кроме того, нетрудно предвидеть, что недостатки предлагаемой системы будут усугубляться вероятными закулисными договоренностями между руководством крупных партий. Все это приведет к еще большей, чем ныне, утрате интереса среди населения к политике и избирательным процедурам на всех уровнях выборов, к еще большему росту недоверия по отношению к политическим партиям. Поэтому следует признать, что наделение партий исключительным правом выдвижения кандидатов во все выборные органы власти является в сегодняшних политических условиях по крайней мере преждевременным.
Нуждается в уточнении само определяющее понятие политической партии. В ст. 3 законопроекта сказано, что партии создаются "в целях участия в политической жизни общества посредством формулирования и выражения политической воли граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления". Очевидно, что указанная форма участия в политической жизни общества является чрезвычайно важной, но не исчерпывающей и не исключающей другие возможные формы. Кроме того, приведенная формулировка оставляет вне поля зрения выборы высших должностных лиц субъектов Федерации и президента России.
Предложенный документ не всегда безупречен в отношении точности формулировок, в силу чего в некоторых случаях возможна неоднозначность толкования. Например, при перечислении видов государственной поддержки политических партий (ст. 32) говорится, что органы государственной власти указанную поддержку партиям "могут оказывать... посредством... обеспечения равных условий при проведении избирательных кампаний". Но обеспечивать равные условия они не "могут", а обязаны в безусловном порядке. Также нечетко изложены важные моменты, касающиеся требований к численности партий, их регистрации и надзору за их деятельностью (ст. 16, 18, 20, 38).
Общепризнанно, что закон о политических партиях должен концептуально и в конкретных положениях соответствовать избирательному законодательству. Но есть и другие моменты законодательства, которые требуют развития именно в связи с законом о партиях и о которых пока не говорилось в общественной дискуссии. Так, представляется, что настала пора законодательно определить, что гражданин имеет право единовременно быть членом только одной политической партии. В то же время конституционные права граждан на идеологическое и политическое многообразие, а также равенство прав и свобод людей независимо от их различий, в том числе от принадлежности к общественным объединениям, следует подкрепить дополнительной статьей Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность лиц, которые подвергли или пытались подвергнуть преследованию или дискриминации граждан в связи с их принадлежностью к какой-либо зарегистрированной политической партии. Такая мера одновременно упрочит гарантии граждан на свободу участия в политической деятельности и будет способствовать укреплению и развитию всей партийно-политической системы.