Cложнейший клубок существующих в нашей стране межнациональных отношений, масштабность этого вопроса создает у российского общества иллюзию, что национальный вопрос - сугубо внутреннее дело. Однако это заблуждение. С национальным вопросом самым тесным образом связан ряд критически важных для России внешнеполитических проблем.
1. Поддержка русскоязычного населения в бывших советских республиках (под русскоязычными здесь и далее понимаются народности, которые для России являются коренными).
Необходимость оказания такой помощи обусловлена в первую очередь чисто моральным аспектом. В самом деле, бросать своих соплеменников практически на произвол судьбы, как это было сделано в начале 90-х годов, по меньшей мере неэтично.
Однако данная проблема имеет и другую сторону. Русскоязычные диаспоры составляют в целом ряде государств ближнего зарубежья значительную часть населения. Например, на момент обретения независимости русскоязычное население Эстонии составляло 30% всего населения республики, а в Латвии - 34%. Понятно, что в перспективе такие диаспоры способны стать в бывших советских республиках серьезным внутриполитическим фактором, оказывающим позитивное влияние на отношение этих стран к России. Тем более что современный мир знает немало подобных примеров: так, еврейская община США, гораздо меньшая по размеру, через давление на свое правительство оказывает мощнейшую поддержку Израилю на протяжении уже нескольких десятилетий.
Наконец, реальная поддержка находящихся в ближнем зарубежье представителей всех без исключения коренных национальностей России будет способствовать и укреплению межнациональных связей внутри нашей страны.
Поэтому одним из приоритетов внешней политики России должна стать поддержка русскоязычного населения в бывших республиках СССР. При этом особое значение должно придаваться мерам по консолидации диаспор и недопущению применения в их отношении любых дискриминационных норм.
Важно отметить, что вопреки распространенному мнению о внешнеполитической слабости России наша страна имеет достаточный для решения такой задачи арсенал средств. В их число, кроме дипломатических, входят, например, и внешнеторговые меры. Потенциал применения последних, учитывая тесные экономические связи бывших советских республик, огромен. Например, в уже упомянутой Латвии около 25% (!) всех доходов бюджета формируется за счет транзита российского сырья. Еще одним инструментом поддержки и усиления позиций русскоязычного населения бывших советских республик могли бы стать работающие в этих государствах крупные предприятия российского происхождения. Наконец, для консолидации диаспор, превращения их в политические силы, способные эффективно отстаивать собственные интересы, могут и должны применяться меры пропагандистского характера.
2. Объединение России и бывших советских республик в единое государство.
Здесь необходимо дать пояснение. Речь, конечно же, идет не о всех странах ближнего зарубежья - представить себе воссоединение с прибалтийскими государствами достаточно сложно. Однако некоторые бывшие республики СССР явно тяготеют к восстановлению единой державы, например, Россия и Белоруссия.
Необходимо ли такое объединение, соответствует ли оно интересам России? Разумеется. Рассмотрим, например, уже упомянутый союз России и Белоруссии. Понятно, что объединенное государство будет и экономически, и политически сильнее. Поэтому противники объединения двух стран располагают всего двумя аргументами. Во-первых, они выражают опасение, что в случае объединения политическая система объединенного государства может стать копией белорусской. Но, будем откровенны, наш ближайший западный сосед здесь ни при чем. Если нынешняя власть захочет сделать Россию такой, она сможет осуществить свое намерение в любой момент; новое государство для этого создавать не нужно. Во-вторых, высказывается мнение, что с финансовой точки зрения такая акция очень дорого стоит. Действительно, объединительный процесс потребует достаточно больших вложений. Речь, по-видимому, идет о десятках миллиардов рублей. Однако в результате наша с вами страна увеличится на 200 тыс. квадратных километров и 10 млн. человек. То есть если рассматривать вопрос с финансовой стороны, то процесс объединения представляется чрезвычайно выгодной сделкой. Тем более что необходимыми средствами Россия располагает. Одни только резервы Центрального банка составляют примерно 27 млрд. долларов.
Естественно, что объединение бывших советских республик имеет не только сторонников, но и противников. А поскольку реальных аргументов, доказывающих невыгодность воссоединения, у них нет, они вынуждены разыгрывать национальную карту. Именно желанием определенных кругов любой ценой сохранить суверенитет и объясняются постоянно возникающие в ближнем зарубежье всплески националистических настроений. Но, с другой стороны, и сама постановка вопроса об объединении была бы невозможна, если бы речь не шла о народах, тяготевших друг к другу на протяжении многих веков. А значит, национальный вопрос является одним из краеугольных камней процесса воссоединения. И поэтому важнейшей для России задачей является формирование условий, способствующих дальнейшему улучшению отношений между народами России и государств, объединение с которыми реально возможно.
3. Обострение напряженности на южном направлении.
В последнее время наблюдаются все более активные выступления экстремистских сил на южном фланге СНГ. Это приводит к возникновению очагов религиозных и национальных конфликтов, в том числе и в России. Скоординированность действий экстремистов позволяет говорить о наличии центров, направляющих их деятельность и расположенных преимущественно за границей. А значит, традиционные методы государственной национальной политики не могут быть эффективным средством борьбы с раздуваемыми ими межнациональными конфликтами - такие методы, образно говоря, лечат симптомы болезни, оставляя неизменной ее причину. В то же время уже сейчас ущерб от деятельности экстремистов огромен: людские потери в ходе боевых действий в одной только Чеченской Республике исчисляются десятками тысяч человек. И это по самым скромным подсчетам┘ Про материальный ущерб и говорить не приходится.
Вывод один: необходимо наладить систему воздействия на зарубежные координирующие центры террористов. Без этого победить национальный экстремизм в России просто невозможно.
Арсенал методов, пригодных для решения данной задачи, определяется серьезностью существующей опасности. Конечно, необходимо попытаться наладить с экстремистами и их лидерами переговорный процесс. Однако шансов на такой исход мало. Поэтому Россия может и должна использовать и иные, отличные от дипломатических способы. В том числе специальные и силовые - от операций спецслужб и спецподразделений до авиаракетных ударов по базам террористов и резиденциям их лидеров. Стесняться здесь нечего. Многие государства поступают именно таким образом. США, например, без капли сомнения наносят удары по территории стран, где, по их мнению, оказывают помощь террористам. И это, видимо, единственно правильная позиция: людей, которые признают только силу, убеждать иными способами невозможно. Как говорится, доброе слово и пистолет действуют в таких случаях гораздо лучше, чем просто доброе слово.
4. Чрезвычайно сложная проблема в перспективе может возникнуть в восточных регионах России. Плотность населения там чрезвычайно низка и не соответствует объему природных богатств, расположенных на этой территории. А между тем, согласно законам геополитики, "свято место пусто не бывает". Иначе говоря, вероятно активное переселение в сибирские регионы представителей соседних государств с более высокой плотностью населения. В этом случае возможно возникновение ситуации, когда представители некоренных для России, но коренных для соседних государств народов начнут преобладать на отдельных территориях. Это, в свою очередь, грозит возникновением межнациональных и межгосударственных конфликтов. А там недалеко и до практической реализации анекдота о сообщении Би-би-си на тему "стабилизация обстановки на финско-китайской границе".
Таким образом, целый ряд стоящих перед Россией геополитических задач тесно связан с вопросами межнациональных отношений. А значит, роль данной проблематики во внешней политике страны должна быть увеличена.