0
1306
Газета Политика Интернет-версия

12.01.2001 00:00:00

Шесть условий мирного урегулирования чеченского кризиса

Абдул-Хаким Султыгов

Об авторе: Абдул-Хаким Ахмедович Султыгов - ответственный секретарь комиссии Государственной Думы РФ по Чечне.

Тэги: чечня, урегулирование


Военная фаза контртеррористической операции завершилась. Отсюда вытекает первое необходимое условие разрешения чеченского кризиса - экстренное и полнокровное обустройство частей федеральных сил, дислоцированных в Чечне на постоянной основе.

На деле это означает создание необходимых условий для полномасштабного действия Устава гарнизонной и караульной службы, возвращение таких понятий, как оружейная комната, военный патруль и т.п.

Эти части, а также спецподразделения и блокпосты должны формироваться и из числа местного многонационального населения, как по контракту, так и по призыву, в пределах не менее 30% личного состава, что автоматически сняло бы проблему их противостояния. Причем обе составляющие личного состава должны формироваться из числа лиц, не участвовавших в военных действиях.

Очевидно, что выполнение этого условия сняло бы традиционные аспекты соблюдения прав человека на 90%.

Второе условие состоит в создании предпосылок для реализации прав человека на труд, жилище, здравоохранение и т.п.

В этой связи первоочередной задачей является разработка госпрограммы возвращения специалистов, покинувших Чечено-Ингушетию с 1991 г.

Без решения этой проблемы, по сути, возвращения русскоязычного населения, которое и было в основном занято в народном хозяйстве, планы правительства по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни останутся благими намерениями.

Такой подход стал бы гарантией необратимости федерального курса на полномасштабное преодоление последствий кризиса в ЧР - самодостаточным условием для возвращения в республику чеченского населения и капитала.

Третье условие. Реализация полномасштабной программы восстановления экономики и социальной сферы Чечни, а по сути, ее реконструкции и модернизации объективно неподъемна для федерального бюджета.

Отсюда возникает возможность обращения правительства к международным финансовым институтам о выделении целевых средств на проведение в Чечне рыночного эксперимента, закончившегося неудачей в целом в РФ. Это означало бы готовность правительства разработать для Чечни пакет экономических законов, максимально приближенных к западным стандартам функционирования свободных экономических зон.

Причем в соответствующем постановлении правительства специально прописывалось бы, что часть доходов "российского Гонконга" будет направляться на реабилитацию и социальную защиту военнослужащих, членов их семей и гражданского населения, пострадавшего в ходе военных действий.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что такой подход позволил бы изменить вектор финансовых интересов так называемой партии войны в сторону прагматичного экономического эксперимента, способного принести гораздо большие дивиденды.

В этом контексте представляется обоснованным предложение об образовании Госкомитета по восстановлению народного хозяйства Чечни, но на базе соответствующей правительственной комиссии.

Четвертое условие предполагает внесение исчерпывающей ясности в политическую составляющую чеченского кризиса, ибо безотносительно к записи в Конституции никакой Чеченской Республики де-юре никогда не существовало, не говоря уже о том, что на упомянутой территории признаки республиканского строя отсутствовали с первого дня ее провозглашения.

Напомню, что словосочетание "Чеченская Республика", не имеющее под собой какой-либо правовой базы, механически перекочевало из старой Конституции в новую.

История же "Республики" в Чечне прошла путь от просвещенной дудаевской анархо-либеральной монархии до господства невежественной военно-теократической хунты так называемых полевых командиров, от расстрела референдума и роспуска парламента в 1993 г. до волюнтаристского введения псевдошариатского правления и вооруженного вторжения в Дагестан.

К этому следует добавить три принципиальных момента.

Во-первых, международное сообщество никогда не ставило под сомнение суверенитет и территориальную целостность РФ, а следовательно, и правовой статус территории Чечни.

Во-вторых, признавая легитимность масхадовских выборов, Кремль и международное сообщество никогда не квалифицировали их как политический акт избрания органов власти суверенной и независимой территории.

В-третьих, теоретическая возможность иной судьбы этой территории, базировавшаяся на хасавюртовских договоренностях, масхадовских выборах и Договоре о мире, была полностью утрачена после вооруженного вторжения дагестано-ичкерийских религиозных экстремистов из Чечни в Дагестан.

Пятое условие - создание адекватной системы государственного управления.

Образование администрации ЧР стало первым правовым актом, направленным на цивилизованное возвращение "чеченского урегулирования" в рамки стандартов правового демократического государства.

Следующий шаг по радикальному восстановлению конституционного порядка на территории предполагает преобразование указом президента администрации ЧР, являющейся, по сути, структурным подразделением администрации президента РФ, в полноценную администрацию Чеченского (Грозненского) федерального округа (ЧФО). Одновременно в Государственную Думу вносится соответствующий федеральный закон.

Причем особый статус ЧФО (до принятия Основного закона этой территории) должен выражаться в ее непосредственном президентском управлении - назначении премьер-министра и полномочного представителя президента.

Какими качествами должен обладать президентский полпред?

Во-первых, абсолютно убежден, что идеальный кандидат на высшую "чеченскую" должность должен иметь опыт работы крупного военно-политического руководителя.

Во-вторых, это должно быть лицо, для которого чеченская земля и права человека - не пустой звук, слову и гарантиям которого смогут довериться не только гражданское население, но и участники незаконных вооруженных формирований, подпадающие под амнистию.

В этом смысле идеальной кандидатурой на эту должность является грозненец, "чеченский" генерал, командующий СКВО Геннадий Трошев.

Принципиальное условие - до создания необходимых предпосылок для проведения референдума и выборов "генерал-губернатор" ЧФО должен быть вторым лицом - после президента и Верховного главнокомандующего, - представляющим федеральную гражданскую и военную власть, в том числе на переговорах с боевиками об условиях прекращения сопротивления.

Шестое условие. Реальное усиление влияния администрации Ахмада Кадырова на консолидацию чеченского общества.

Назревшим является вопрос об образовании при главе администрации ЧФО органа представительной власти - палаты представителей. Для поднятия статуса палаты, включающей наиболее известных представителей всех слоев многонационального населения ЧФО, ее состав следовало бы утвердить указом президента, а положение о палате и правительстве - упомянутым законом об образовании ЧФО. Причем в законе должно быть закреплено право палаты (до избрания органа законодательной власти) на утверждение бюджета округа.

Более того, именно на палату должна быть возложена функция осуществления амнистии участникам незаконных вооруженных формирований.

Судьбоносным актом внутричеченского примирения стало бы решение палаты о замораживании "закона" кровной мести на 25 лет.

Таким образом, начало реализации вышеперечисленных условий могло бы открыть второй этап осуществления путинских политико-экономических реформ в отдельно взятом регионе России.

Убежден, что потенциал реальных достижений по разрешению противоречий наиболее кризисной территории Федерации, потенциал ее модернизации и развития, требующий безотлагательного начала реализации соответствующего комплекса мероприятий, мог бы стать определяющим условием переизбрания в 2004 году федерального президента как лидера великой державы, уверенно вступившей в XXI век.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2204
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2899
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2174
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3864

Другие новости