Вчерашнее появление Владимира Путина на расширенной коллегии прокуратуры, приравненной к Всероссийскому совещанию прокуроров и проводившейся в Государственном Кремлевском дворце, не вызвало особого удивления у заинтересованных наблюдателей. Тем более что мероприятие такого масштаба с участием прокуроров субъектов Федерации, городов и районов, природоохранных, специализированных и военных прокуратур проводится впервые.
Выступление Владимира Путина зал слушал так напряженно, что президент то и дело пытался шуткой "разрядить атмосферу". И реакция прокурорских работников вполне объяснима: заявленные главой государства приоритеты могут существенно изменить облик этого ведомства. Путин особо остановился на несоответствии действующей модели прокуратуры ее функциям, нечетко прописанным в Конституции и федеральном законодательстве. В то же время президент явно выступил в защиту ведомства Владимира Устинова, заявив, что "нельзя считать прокуратуру ответственной за все пороки системы". Владимир Путин предложил перевести координацию процесса борьбы с преступностью с ведомственного на государственный уровень, отметив при этом, что на прокуратуре останется "ответственность за состояние правоохранительной системы". Окинув взглядом пустые ряды красных кресел на галерке, где расположилось не слишком большое число журналистов, Путин предложил увеличить численность прокуроров до такого уровня, чтобы они могли полностью заполнить зал Кремлевского дворца.
Первоочередной задачей президент назвал правозащитную деятельность, с удовлетворением отметив, что в прошлом году жалоба каждого четвертого обратившегося в прокуратуру гражданина была удовлетворена. Второй задачей ведомства, по словам Путина, станет укрепление государства и развитие федерализма через правовую инвентаризацию региональных законов (в том числе и из органов местного самоуправления) и ведомственных инструкций. Президент также признал справедливой критику региональных лидеров и предложил подвергнуть коррекции некоторые правовые акты Центра. Особо он подчеркнул необходимость защиты частной и государственной собственности, а также прав предпринимателей, причем "от прокуроров и судов будет зависеть развитие российской экономики". Единственный упрек главы исполнительной власти, который услышали прокуроры, - это неэффективное поддержание обвинений в суде. Напоследок Путин твердо уведомил прокурорские кадры, что "судебная реформа не может быть эффективной без участия прокуратуры в этом процессе, они должны идти параллельно".
Обсуждать стратегический доклад президента прокуроры не стали, предпочтя перейти к подведению итогов работы за прошлый год. Первый заместитель генпрокурора Юрий Бирюков с явным удовольствием отчитался по выигрышным результатам кампании коррекции регионального законодательства, в результате которой было выявлено и отменено более 52 тысяч правовых актов. Он также косвенно намекнул на давление, которому подвергся прокурорский корпус в отдельных регионах, когда некоторые из служителей Фемиды предпочли представить недостоверные данные в Центр, уволиться или уйти на пенсию, лишь бы не реагировать на вопиющие правовые противоречия. Бирюков обрушился с жесткой критикой на деятельность муниципальных образований, которые не только присваивают себе федеральные полномочия, безвозмездно передают госсобственность в частные руки, тратят бюджетные средства на нецелевые расходы, но и значительно коррумпированы.
Отвечая на нелицеприятные заявления Юрия Бирюкова, глава Совета Федерации Егор Строев довольно ловко отмел их. С одной стороны, Строев безоговорочно признал верховенство федеральных законов и согласился с позицией Путина, а с другой - фактически обвинил прокуратуру в "кавалерийском наскоке". Глава сената, по примеру президента, потребовал от прокуратуры уделить большее внимание экономике и текущему повторному переделу собственности в регионах через процедуру принудительного банкротства. Руководитель СФ также предложил обнародовать факты, связанные с дефолтом в августе 1998 г., и призвать к ответственности его авторов. А эмоциональный пассаж Егора Семеновича о том, что "истинные грабители страны диктуют свои понятия", зал встретил одобрительными аплодисментами. Наконец, Строев намекнул прокурорскому корпусу, где они могут найти защиту от принудительных реформ, ласково посоветовав "сердцу" системы - Генпрокуратуре выступить инициатором фундаментальных правовых перемен.
Совещание продлится в течение двух дней. И если вчера обсуждались концептуальные задачи ведомства, то сегодняшний День работника прокуратуры участники совещания посвятят узкопрофессиональным проблемам.