В последнее время вновь обострились отношения между структурами "Медиа-МОСТа" и силовиками, хотя еще совсем недавно казалось, что этот конфликт перешел уже в чисто техническую плоскость. Однако новый виток противостояния и скандалов, связанных с ним, протекает по тому же самому сценарию, что и раньше. Все уже привыкли к тому, что сотрудники Генпрокуратуры проводят обыски в структурах "Медиа-МОСТа" как раз тогда, когда конфликт между холдингом Владимира Гусинского и его главным кредитором "Газпромом" разрешается в пользу последнего. То есть когда действия правоохранительных органов очевидно начинают проигрывать чисто финансовым методам. Примерно то же происходит и сейчас.
На фоне расторжения соглашения "Газпрома-медиа" с "Дойче банком" о продаже западному инвестору пакета акций НТВ (это значит, что увеличение доли "Газпрома" на НТВ - дело времени) Генпрокуратура допросила первого заместителя главы совета директоров "МОСТа" Андрея Цимайло и провела очередную серию обысков в структурах холдинга. Возможно, в этом действительно была какая-то необходимость, однако некоторые шаги Генпрокуратуры так или иначе воспринимаются сегодня если не как откровенная самореклама (как через заявления, так и через умение оказаться в нужном месте в нужное время), то по крайней мере как нечто на то похожее.
Подобные выводы, кстати, напрашиваются не только в связи с событиями вокруг "МОСТа", но и относительно ситуации на ОРТ. Например, по сведениям интернет-издания Strana.ru, усилиями Генеральной прокуратуры к настоящему времени из прокуратуры транспортной, занимавшейся делом о таможенных нарушениях со стороны первого телеканала, уже уволено по меньшей мере два следователя - Георгий Цабрия, производивший выемку документов на ОРТ, и Вахид Абубакаров, чаще других рассказывавший журналистам о подробностях следственных мероприятий. Что касается претензий генпрокурора к своим коллегам-транспортникам ("неоправданное применение силовых методов", включая "спецназовцев с автоматами и в масках"), то их Владимир Устинов вполне мог бы отписать и на адрес своего ведомства. Ведь благодаря прямым включениям НТВ с репортажами о летних обысках в структурах "МОСТа" борьбу за "четвертую кнопку" до сих пор называют не иначе как "маски-шоу".
Очевидно, что отношения между Генпрокуратурой и "МОСТом" предельно накалены, и подчеркивать свою роль именно в этом конфликте для силовиков, конечно же, выгодно. Проблема только в том, что прокуратура преподносит все это как войну с мошенниками-правонарушителями, а СМИ "МОСТа" - как войну за достижения демократии вообще и свободу слова в особенности. И в этом смысле победа Генпрокуратуры может оказаться пирровой, что уже не раз подтверждалось на практике. Хотя бы потому, что столь закрытая организация в противостоянии с медийной империей, профессионально занимающейся тем, что называется формированием общественного мнения, зачастую оказывается не на высоте. То ли не хватает профессиональных кадров, то ли доказательная база слабовата, а может, речь идет о специфическом понимании политической воли.
Впрочем, что касается информационной поддержки самого себя, Гусинскому жаловаться не на что. Например, вчера Генпрокуратура вынуждена была опровергать сообщение об отстранении следователя Николаева от "дела Гусинского", распространенное представителями медиахолдинга. Не говоря уже о регулярно разыгрываемых по телевидению шоу адвокатов "МОСТа", которых, кстати, нельзя упрекнуть в непрофессионализме. Понятно, что и художественные, и информационно-политические сюжеты, которые показывает НТВ, мягко говоря, не слишком нравятся власти. Однако это вовсе не означает, что кроме силовых методов борьбы не существует каких-либо других.