Наступление нового года приносит с собой не только несколько выходных. С 1 января обычно вступают в силу законы и другие нормативные акты, изменяющие ту или иную область жизни россиян. В наступившем году вступили в действие новые налоговые ставки - та самая фискальная реформа, которая по мысли правительства должна решить целый ряд проблем, стоящих перед российской экономикой.
Возможно, если бы правительство могло предвидеть все трудности, свалившиеся на Россию в этом году, оно бы и не торопилось столь активно лоббировать изменения в фискальном законодательстве. Противостояние нашего кабинета министров с Парижским клубом и начавшееся еще в конце прошлого года снижение цен на нефть уже сейчас заставляют скептиков предполагать возможность проведения секвестра бюджета. Злые языки начали даже поговаривать о необходимости отказаться от налоговой реформы. Впрочем, возможность этого варианта политики правительства по поддержанию сбалансированности бюджета гораздо менее реальна, поскольку связана с необходимостью проводить решения через Государственную Думу.
Что же касается внешних долгов, то сейчас правительство предприняло крайне верный с тактической точки зрения ход - оно обратилось в Парижский клуб с просьбой о реструктуризации долгов, что автоматически до завершения переговоров с кредиторами позволяет "заморозить" выплаты задолженности. Что же касается цен на нефть, то и здесь что-либо утверждать достаточно сложно - все будет зависеть от того, насколько активно ОПЕК будет реагировать на колебания котировок нефтяных контрактов. Пока цена на черное золото держится несколько выше того уровня, что заложен в законе о бюджете на 2001 год.
О том, как налоговая реформа (точнее то, что от нее осталось после всех компромиссов и согласований) отразится на реальном производстве, сказано уже немало. Руководители многих компаний, с благодарностью восприняв, в частности, снижение оборотных налогов, тем не менее в кулуарных беседах сомневаются в необходимости увеличивать фискальные платежи.
Более определенно можно сказать о тех, кого сухой юридический язык именует "физические лица". Для них первые дни наступившего года уже ознаменовались крайне "расходными" новостями - повышением расценок на услуги связи и железнодорожного транспорта. Что касается "облегчения налогового бремени", о котором так много говорили разработчики реформы, то оно явно не коснется граждан.
Конечно, их финансовое благополучие зависит от состояния предприятий, на которых они работают, однако здесь последствия наступят не скоро. Но отдельный гражданин платит налоги государству прежде всего со своей зарплаты. Пока большинство просто еще не получило свою первую в 2001 году зарплату, подоходный налог с которой будет начислен уже в соответствии с новым законодательством. Впрочем, особых изменений в кошельке граждане, скорее всего, не заметят. В прошлом году большая часть рядовых налогоплательщиков отдавала государству 12% и еще 1% в Пенсионный фонд. После отмены пенсионного процента с зарплаты и введения единой ставки подоходного налога в 13% картина не изменится.
Если основываться на данных среднедушевого дохода, то налоговые послабления от правительства (то есть введение вместо прогрессивной шкалы единой ставки подоходного налога) коснутся лишь 3-4% населения Российской Федерации, или менее чем 6 млн. человек. Однако, как предполагают эксперты, эффект от снижения фискального бремени с точки зрения макроэкономики будет минимальным, поскольку львиная часть этой группы предпочитает покупать не отечественные товары, а импортные.
Что касается тех работников, которые помимо легальной получают "черную" зарплату, то они по идее тоже не должны столкнуться с проблемами. Проблема скорее возникла у их работодателей. Теперь они стоят перед выбором. Можно поверить в намерение государства установить либеральный налоговый режим для своих граждан, преобразовать черный нал в нормальный фонд оплаты труда и спать спокойно. Но есть и другой путь - не утруждать себя сомнениями и продолжать платить две зарплаты. В пользу первого варианта говорят подсчеты, которые любили приводить сторонники правительственной налоговой реформы, - издержки на теневые схемы выплаты зарплаты примерно совпадают с новой ставкой подоходного налога.
Однако, как полагают эксперты, доверие к государству настолько низко, что мало кто поверит в постоянство его налоговой политики. Кроме того, если легализовать фонд зарплаты, то отчисления подоходного налога вырастут в несколько раз. Организация, которая на это пойдет, фактически признается в том, что уклонялась от налогов, и тогда пряник обернется кнутом. Государство не скрывает, что надеется не только на законодательные, но и силовые методы - можно вспомнить хотя бы проект создания на базе Налоговой полиции финансовой разведки. В связи с этим неизбежно встает вопрос о той или иной форме налоговой амнистии.
Заметнее перемены окажутся для тех, кто раньше вообще не платил подоходный налог, - военнослужащих и работников судов и прокуратуры. Теперь они лишаются этой льготы. Однако если обещания правительства будут выполнены, то потерь в доходах люди в погонах не ощутят. Денежное довольствие будет повышено с таким расчетом, чтобы даже после уплаты подоходного налога оно было бы на 20% выше нынешнего.
Льготы будут также отменены и для тех, кто прикрывался производством товаров от общин малочисленных народов Севера. Перекрываются схемы перечисления платежей через негосударственные пенсионные фонды. Правда, при этом в новом Налоговом кодексе есть возможность снизить налоги через материальную помощь профсоюзных комитетов.
Изменится и система выплат на социальные нужды россиян. Работников лишили возможности позаботиться о себе на случай потери места. Фонд занятости ликвидирован, а пособия по безработице теперь будут выплачиваться из общих доходов федерального бюджета. Обоснование находится в русле проводимой сейчас правительством политики выравнивания экономического положения различных российских регионов. Так как отчисления в Фонд занятости направлялись в региональные бюджеты, они распределялись неравномерно между относительно благополучными и депрессивными субъектами Федерации. С этого года средства на помощь безработным будут выделяться из Москвы.
Побочные последствия реформы - выпадение некоторых доходов бюджета за счет отмены большей части налогов с оборота и высоких ставок подоходного налога. Когда налоговые инициативы правительства одобрялись парламентом, еще держались высокие цены на нефть. Теперь уже ясно, что доходная часть бюджета-2001 будет не так богата, как предполагали раньше. Дополнительные доходы становятся все более призрачными, а ситуация с долгами Парижскому клубу грозит и вовсе подорвать исполнение бюджета. Между тем опыт прошлых лет показывает, что в кризисных ситуациях российское правительство, пытаясь заткнуть дыры в бюджете, шло по пути повышения, а не понижения налогов. Не случайно уже сейчас очень сильно противостояние некоторых членов кабинета министров и нефтяных компаний. И возможно, что в случае действительного обострения проблем (скажем, если Парижский клуб откажется в конечном итоге от переговоров с Россией и потребует полной компенсации) кабинету министров придется прибегнуть к усилению давления на компании традиционного российского экспорта.