Когда весной прошлого года президент и Государственная Дума законодательно оформляли новые взаимоотношения между федеральным Центром и региональными властями, они дали субъектам Федерации несколько месяцев на то, чтобы те противоречия между российскими и местными законами, которые уже были к тому времени выявлены, были обязательно устранены. К сожалению, стоит отметить, что и тогда и сейчас федеральную власть более всего волновали нарушения не столько экономического, сколько административного законодательства. Что же касается общих правил ведения хозяйственной деятельности, которые задаются из Москвы, то на их исполнение на местах федеральные чиновники, судя по всему, как смотрели сквозь пальцы, так и продолжают это делать по-прежнему. Во всяком случае, никаких дел на этот счет российская Генеральная прокуратура возбуждать не спешит - несмотря на то что соответствующей информации она получает совсем немало.
Последний тому пример - результаты проверки Счетной палатой РФ администрации Ненецкого автономного округа, ее финансовых подразделений и разнообразных организаций, получавших бюджетные средства для осуществления так называемого "северного завоза", то есть обеспечения различными грузами жителей и отдаленных поселений этого полярного региона. Основной итог такой проверки, выявленный инспекторами Счетной палаты, - это так называемые прямые потери бюджетных средств, допущенные при поставках топлива, то это есть не что иное, как использование федеральных ассигнований в пользу отдельных коммерческих фирм. Счетная палата, кстати, не могла не заметить, что последние - когда косвенно, а когда и прямо - связаны с администрацией Ненецкого автономного округа. Счетная палата и в этот раз направила результаты своего нелегкого труда Генеральной прокуратуре вместе с предложением все-таки рассмотреть их.
Главой администрации Ненецкого автономного округа (НАО) с конца 1996 года работает Владимир Бутов, до своего избрания бывший председателем акционерного общества "ТрансНАО". Не лишним будет заметить, что в материалах Счетной палаты последнее название встречается много раз - вместе, например, с ОАО "Ненецкая нефтяная компания" (ННК) - структурой, которая учреждена властями автономного округа и на 100 процентов им принадлежит. Поэтому, естественно, совсем неудивительно, что в конечном счете именно этим фирмам достались контракты на поставку солярки и бензина в различные города и поселки НАО - несмотря на более выгодные условия, предлагавшиеся конкурентами в лице, к примеру, ОАО "ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт". Возможно, все дело в том, что местный губернатор Владимир Бутов, как уже неоднократно упоминалось в окружных и даже федеральных СМИ, ведет с головным предприятием вышеупомянутого филиала известной нефтяной компании серьезную борьбу, ущемляя ее интересы в своем регионе в пользу конкурентов.
Конкурс, в результате которого победили те, кто и должен был победить, проходил очень интересно. Сначала ОАО ННК и ЗАО "ТрансНАО" в своей заявке предложили цены гораздо более низкие, чем у других соискателей, причем такие низкие, что в реальности их не могло существовать, чему и было найдено доказательство в дальнейшем, когда те же компании предъявили администрации округа совсем другие расценки, с которыми она тем не менее согласилась, хотя, видимо, следовало бы провести другой конкурс, чтобы рассмотреть заявки более реалистично относящихся у делу участников. Интересно, кстати, что в отличие от прошлых лет, когда с федеральным финансированием "северного завоза" были серьезные проблемы, за первые 9 месяцев 2000 года НАО получил на эти цели 112 миллионов рублей, однако в связи с организационными проблемами у победителей (отсутствие необходимых технических и транспортных средств) поставки дизельного топлива и бензина осуществлены были едва ли наполовину от требуемого объема.
Как отметила Счетная палата РФ, или конфликт Владимира Бутова с "ЛУКОЙЛом", или какие-то другие причины привели к тому, что к началу зимнего периода, который наступает в этой местности фактически к концу астрономического лета, поставки топлива были практически сорваны. Кроме того, его завоз проводился в авральном порядке, а следовательно, по гораздо более высоким ценам, что, конечно же, отразится на стоимости всех товаров и услуг, за которые жителям Ненецкого округа придется платить из своего кармана.