КАК СТАЛО ИЗВЕСТНО "НГ", в правительстве России готовится документ, согласно которому в ближайшее время правовой статус субъектов РФ будет изменен. И хотя о подробностях этого замысла пока говорить еще рано, однако с большой вероятностью можно предположить, что основная идея этого документа заключается в том, чтобы укрупнить ряд регионов, "возвратив" все автономные округа в состав областей, на территории которых они находятся.
Подобные проекты отнюдь не являются чем-то новым - идея подобного укрупнения витала в воздухе еще с лета этого года. Тогда, напомним, ряд лидеров автономных округов одновременно выступил с такой инициативой, мотивируя ее тем, что население от этого только выиграет. За эту идею высказывались, в частности, главы администраций Коми-Пермяцкого, Усть-Ордынского, Бурятского округов, а также лидеры многих других автономий. Главной причиной необходимости укрупнения областей они называли нецелесообразность очевидного "вычленения" округов из привычного экономического и бюджетного единства с регионами, ведь, как известно, почти повсеместно "материнская" область живет не в пример лучше, чем автономии. Зачастую область отказывается предоставлять какую бы то ни было помощь в развитии дорожной сети и энергетики автономиям, а бюджеты областей на 70% зависят от федеральных трансфертов. Усложняются взаимоотношения и внутри субъектов: входящие в состав Тюменской области Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа даже судились с областью в Конституционном суде РФ из-за разночтений в учредительных актах. В результате выездной сессии КС пришлось обновлять избирательную систему области для того, чтобы жители автономных округов были должным образом представлены в законодательном органе Тюменской области.
Не стоит говорить о том, что такая ситуация играет на руку Центру, а идея укрупнения, идущая "снизу", несомненно, встретила самый благожелательный отклик "сверху" - очевидно, что управлять подобными "субъектами в субъектах" гораздо сложнее. Однако в каком виде будет осуществляться эта попытка реформы - пока не совсем ясно. С одной стороны, постановление Конституционного суда 1997 года гласит, что автономии обязаны согласовывать территориальные изменения только с Российской Федерацией, так как они являются полноценными субъектами РФ. С другой - изменение границ может осуществляться только с согласия того региона, в составе которого находится округ. Очевидно, что возникает определенная правовая коллизия. А по мнению некоторых экспертов, воплощение в жизнь идеи укрупнения все же потребует внесения изменений в Основной закон государства.
Недостатки существующего территориального деления Российской Федерации достаточно очевидны: 21 республика, 49 областей и 6 краев формально наделены одним и тем же статусом, но на деле отличаются друг от друга наличием или отсутствием привилегий. Например, в течение этого года части своих привилегий были лишены национальные республики: в результате постановлений Конституционного суда, протестов прокуратуры и переговоров Минюста назначение и увольнение руководителей налоговых органов субъекта и территориальных управлений юстиции полностью перешло под контроль федерального Центра. И теперь в этом смысле республики уравнены в правах с областями. Однако изменение статусов субъектов непременно потребует внесения поправок в ст. 65 Конституции РФ. И поскольку правительство не обладает подобными полномочиями, то в данном случае предстоящее постановление может просто отрегулировать де-факто систему взаимоотношений государственных органов, не изменяя ничего де-юре.